Смекни!
smekni.com

Влияние периодических изданий Средств Массовой Информации на общественное мнение москвичей на (стр. 5 из 45)

Краткий вывод:

Общественное мнение понималось и как способ получения информации об окружающем мире, и как возможный институт социализации, и как инструмент адаптации человека к особенностям той или иной социальной группы, а также как способ влияния на информационные потоки социальной среды.

Итак, мы провели краткий обзор, описывающий становление и развитие понятия общественное мнение в период античности и до наших дней. Далее мы постараемся описать общественное мнение как объект социологического анализа, раскрывая его понятие, структуру и функции.

Выводы параграфа

Как вывод, можно заключить из выше сказанного, что понятия «общественное мнение», как мнение большинства, независимого от мнения власти (vox populi), постепенно слилось с представлением о возможности его, этого самого общественного мнения, намеренного изменения, а власть, в лице правителей и церкви, стала все активнее осознавать возможности влияния на общественное мнение, а также реальные выгоды от подобного влияния. И конечно же не повременила этими возможностями воспользоваться.

Таким образом, говоря о развитии общественного мнения в конце XIX - начале XX вв., ученые (Тард Г., Бехтерев В.М., Войтоловский Л.Н.) пытаются объяснить данный феномен с точки зрения влияния на него механизма коллективного внушения. Также были описаны три тенденции, объясняющие суть общественного мнения (элитарная концепция, представителем которой является Ю. Хабермас, интеграционная концепция, представителем которой является Н. Луман и эмпирическая концепция, представителем которой является немецкий социолог Ноэль-Нойман).

Общественное мнение понималось и как способ получения информации об окружающем мире, и как возможный институт социализации, и как инструмент адаптации человека к особенностям той или иной социальной группы, а также как способ влияния на информационные потоки социальной среды.

Итак, мы провели краткий обзор, описывающий становление и развитие понятия общественное мнение в период античности и до наших дней. Далее мы постараемся описать общественное мнение как объект социологического анализа, раскрывая его понятие, структуру и функции.

§1.2. Понятие, структура и функции общественного мнения.

В процессе выполнения данной работы проанализированы различные подходы к определению понятия «общественное мнение». Установлено, что спектр известных концептуальных ряда авторов, исследовавших данную проблематику, достаточно широк.

Так, У. Макиннон дает определение общественного мнения как суждения по конкретному вопросу, которое имеют информационные и интеллектуально «интегрированные» члены сообщества. Мнение распространяется и воспринимается в качестве собственного большинством членов «цивилизованного государства».

По определению У. Липпмана, общественное мнение – это образы в сознании людей, образы самих себя, других людей, своих нужд, целей и взаимоотношений.

Общественное мнение как взгляды, которые вырабатываются индивидами по отношению к сторонам внешнего мира П. Одегард представляет связанными с поведением других людей в той мере, в какой это поведение затрагивает нас, зависит от нас или интересует нас.

По В.Н. Амелину, общественное мнение – это определенный способ, посредством которого социальная группа заявляет о себе на политической арене.

В определении Г. Шпайера общественное мнение представляет собой спектр мнений по вопросам, представляющим интерес для нации, выражаемых людьми, не принадлежащих к органам государственной власти. Эти индивиды считают вправе оказывать влияние своими мнениями на действия и на структуру правительства.

Напомним, что по определению Э. Ноэль-Нойман общественное мнение является способом поведения, который следует выражать публично, чтобы не оказаться в изоляции от общества. При этом влияние общественного мнения столь ощутимо, что и органы власти, и социальные группы, и отдельные граждане находятся под его воздействием. Основа этого влияния проявляется в осознании возможности угрозы изоляции от общества, как отдельного индивида, так и властных структур

По определению Е.А. Якубы общественное мнение – это устойчивое эмоционально-волевое отношение, особое состояние реального сознания масс, выражающее доминирующее отношение, позицию по актуальным общественно-значимым вопросам.

Таким образом, представленные здесь определения позволяют уже на данном этапе разглядеть три составляющие общественного мнения: когнитивный компонент, который выражается в наличии суждений по тому или иному вопросу, событию, явлению; эмоциональный компонент, связанный с поведением других людей и волевой компонент, поскольку требует публичного выражения.

Понимание сущности общественного мнения зависит от определения субъекта и объекта общественного мнения. В научной литературе существует множество подходов к данному вопросу, но только их сравнительный анализ позволяет получить целостное представление.

Вопрос о субъекте (носителе) общественного мнения - это, прежде всего, вопрос о том, чье мнение можно считать общественным, и кто в современном обществе может говорить от имени общественности. Может ли в роли субъекта общественного мнения выступать индивид, или это прерогатива общества в целом? Могут ли субъектом общественного мнения быть отдельные элементы общества (социальные группы, общности, классы, слои и т.д.)?

Решение этих вопросов лежит в трёх плоскостях: индивид - социальная группа – общество. В зависимости от ответа на них все многообразие подходов к пониманию субъекта общественного мнения можно свести к трем традициям:

1) носителями общественного мнения являются индивиды.

2) выразителем общественного мнения может быть только общество в целом.

3) носителем общественного мнения, могут быть социальные группы, общности, классы и т.д.

1. Сторонники первой традиции исходят из того, что в современных обществах имеются большие группы людей, которые по своему положению в обществе, роду своей деятельности претендуют говорить от имени народа. Это, прежде всего, политические деятели, депутаты, руководство формальных и неформальных организаций, журналисты, писатели и т.д., которые пытаются выдать своё мнение за мнение общественное. Здесь встаёт вопрос, можно ли индивидуальное мнение, даже самых авторитетных и признанных лидеров считать общественным?

С одной стороны оценки и высказывания лидеров - это их личное мнение, с другой стороны - за ними стоят более или менее широкие группы людей (избиратели, члены организации и т. д.). А.Сови отмечает, что «иногда узкие группы или даже заурядные личности располагают рупорами более или менее мощными: газетами, радио, передатчиками и т. д. Ансамбль этих голосов, когда он относительно строен, составляет общественное мнение». Полемизируя с ним, Б.А. Грушин отмечает, что в этом случае «высказываемые лидерами мнения должны, по крайней мере, совпадать по своему содержанию с мнением общественным».[3]

Анализируя индивидуальные мнения, высказывания необходимо иметь в виду, что точность выражения в них общественного мнения весьма относительна и в смысле определённой позиции лидера, и в смысле возможной субъективности его суждений. Мнение лидера является лишь опосредованным выражением общественного мнения, ставить знак тождества между ними нельзя. «Индивид не является и не может быть субъектом общественного мнения, но он вполне может быть его выразителем», - считает Б. А. Грушин [16, с. 167].

2. Следующая традиция определение субъекта общественного мнения основана на тезисе о том, что только общество в целом, народ, является выразителем общественного мнения. Активным сторонником данной точки зрения является А. А. Уледов. Он пытается доказать, что «количественная и качественная характеристики общественного мнения получают свое выражение в единодушных суждениях всех классов и социальных групп». [17, с. 50]

Поскольку единство общественного мнения признавалось только за социализмом, он утверждает, что носителем общественного мнения, единого во всех секторах социального организма, может быть лишь общество в целом.

В современном мире все общества имеют сложнейшую организацию. Многоуровневое строение и многомерное измерение современного социального пространства практически исключают возможность формирования монистического общественного мнения. Интересы различных социальных сил современных обществ настолько дифференцированы, что они раскалывают общественное мнение.

Это приводит к возникновению плюралистичности общественного мнения. Таким образом, наиболее значимыми факторами этой дифференциации, становятся: уровень образования, урбанизация, возраст, пол, тип региона, социально-политический и экономический статус, профессиональная принадлежность, ценностно-нормативная ориентация, мотивация, степень адаптации к новым социальным условиям и т.д. В разных обществах и на разных этапах её развития могут доминировать те или иные факторы.

3. Признание плюралистичности общественного мнения послужило основой появления еще одной традиции, признающей статус субъекта общественного мнения за структурными элементами общества: социальными общностями, группами, слоями. Данная традиция была заложена Г. Тардом. Он считал, в частности, что творцом общественного мнения является публика «как особая разновидность социальных общностей».

В рамках данной традиции работают многие современные исследователи. Р.А. Сафаров пишет: «Общественное мнение - это отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное отношение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес, и выраженное в их суждениях и действиях». [18, с. 49].