2. История развития социологии.
История учит даже тех, кто у нее не учиться, она их проучивает за невежество и пренебрежение. В. О. Ключевский |
Стремление понять смысл социальных процессов, их природу, направленность и перспективу проявилось уже на ранних этапах развития социальных наук. В основном в формах социально-филосовского и исторического познания. Среди этих социальных мыслителей можно выделить:
античных философов Платона (теория «идеального государства») и Аристотеля (характеристика человека как общественного существа, «политического животного»),
идеологов «централизованного государства» и «сильной власти» 14-16 веков (Н. Макиавелли и Ж. Боден),
просветителей 17-18 веков, разработавших теорию «естественного права» и «общественного договора», который люди заключают для обеспечения своих интересов (Г. Г роций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) ,
социальных утопистов, мечтавших о более совершенном устройстве общественной жизни (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье).
Родоначальником социологии может считаться французский ученый Огюст Копт (1798 - 1857), т. к. первый ввел в обиход термин социология, хотя сам долгое время использовал термин «социальная физика», подчеркивая важность подхода к социальным проблемам с позиции естествознания, используя его научные методы. Конт впервые поставил проблему самостоятельного статуса социологии.
Иерархия наук
Социология
Биология
Химия
Физика
Астрономия
Математика
Этапы развития общества: 1. Теологический (власть фикций и иллюзий), 2. Метафизический (власть абстракции, общих рассуждений), 3. Позитивный (власть реального, позитивного знания).
Спенсер Герберт. (1820 -1903) Эволюция-всеобщий закон , 3 вида эволюционных процессов:
- надорганический (общество),
- органические,
- неорганические.
Основные социальные процессы: производство, регулирование, распределение, два типа общества: военные ( централизованный контроль), индустриальные (сотрудничество).
Социальные институты = механизмы самоорганизации совместной жизни:
- домашние (семья, брак),
- церковные,
- обрядовые (обычаи, обряды, этикет),
- политические (право, государство).
- профессиональные, промышленные (объединения людей по занятиям).
Социализм = грядущее рабство, революция - ненормальное изменение. У Спенсера излишний натурализм в понимании общества, но гораздо важнее и то, что не утратило значения:
- акцент на регулировании социальных процессов,
- обоснование регулятивной роли различных социальных институтов,
- идея «равной свободы»,
- выявление социальной роли государства и что не менее важно социальной ответственности граждан.
Одновременно с Контом и Спенсером своеобразные идеи в социологи развивал Карл Маркс (1818-1883). О сложности и неоднозначности теории К. Маркса говорит хотя бы его понимание общества. Один -- формационный подход достаточно известен. Каждая из формаций (первобытно общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в будущем коммунистическая) рассматриваются во взаимосвязи базиса и ( экономические, производственные отношения) и надстройки (политические, правовые, культурные институты).
Маркс выделил 3 этапа в развитии человечества:
- на первом конкретный человек как бы растворен в воде, общине, не является самостоятельным,
на втором происходит становление индивидуальности, но одновременно человек отчуждается, теряет смысл своей жизни, машины как бы подчиняют жизнь человека себе.
- на третьем -- будущем этапе должно было произойти освобождение человека, преодоление отчуждения. Коммунизм, следственно и понимался как гуманизм.
Гуманистская линия у Спенсера и Маркса получила развитие во взглядах социологов, которых условно можно объединить в психологическое направление ( Д. С. Милль, Г. Лебон, Г Тард и др.). в центре их внимания -человек, его психологическое взаимодействие с другими людьми.
Во многом типичными по ориентации являются идей английского ученого Джона Стюарта Милля (1806-1873). Прежде всего его не устраивает социократия Конта (власть общества). Соответственно ставиться вопрос о пределах власти общества над отдельным индивидом.
«Власть общества над индивидуумом не должна простираться далее тех действий индивида, которые не касаются других людей. В сфере же касающейся его самого, его независимость абсолютна».
«Счастье неразрывно связано с высшими потребностями человека -чувством собственного достоинства».
Габриель Тард (1843 1904) основное внимание уделял психологическим механизмам социального взаимодействия. Важнейшие из них, по его мнению, подражание. Характерна его формула: «Общество – это подражание».
Что же такое подражание? Здесь социолог должен представить слово психологу - Тард. Он выходит на сложные проблемы. Среди них - реальная трудность разграничения социологии и психологии, особенно в рамках стратегии «от человека к обществу».
Французского социолога Лебона (1841 - 1931) интересовал иной аспект проблемы - влияние массового сознания , «психологии толпы» на отдельного человека. Он подчеркивал власть идей, когда идея (неважно истинная или ложная) переходит у масс в чувство. Важнейшей характеристикой современной ему эпохи Лебон считал «замену сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы».критику толпы он соотносит с тем, что в толпе может происходить только накопление глупости , а не ума, в изолированном положении человек может быть культурным, в толпе - это варвар, то есть существо инстинктивное., сила толпы направлена лишь к разрушению.
Обращенность социологов психологического направления к человеку заставила по иному посмотреть на характер общества, социальных связей. На эту потребность откликнулся немецкий социолог Френсис Теннис (1855 - 1936). Тип общества он соотносил с типом социальных связей, социально психологических отношений между людьми. Соответственно он разграничивал две модели обществ:
- «общность», «сообщество» - традиционные доиндустриальные отношения;
- «общество» - индустриальные, урбанизированные отношения.
МОДЕЛИ ОБЩЕСТВ ПО ТЕННИСУ
ОБЩНОСТЬ | ОБЩЕСТВО | |||
Общая единство, | воля, эмоциональное чувство близости, | Индивидуальная (рациональная) воля, характеризуется полезностью, | ||
основанное на родстве и знакомстве | официальностью, договоренностью | |||
Нет индивидуальных членов, каждый растворяется в общности | Основа индивидуальность, целостность - единство многих воль | |||
Преобладание общих интересов | Преобладание интересов индивидуума | |||
Основывается на убеждениях, нравах, традициях | Основывается на философских, научных теориях и доктринах, общепринятых образцах поведения, моде | |||
Интегрируется на основе религии | Интегрируется на основе общественного мнения | |||
Солидарность естественна, привычна, обычна | Солидарность основана на договоре | |||
Преобладает общая собственность | Преобладает частная собственность |
Проблема противоречивости прогресса, цены прогресса, поставленная Теннисом, актуальна не философски, а социологически.
Немецкий социолог Георг Зиммель 1858 1918). Прежде всего, он предложил другой подход к определению предмета социологии: он связан не с поиском особой, не занятой другими науками предметной области, а с методом.
Теория понимания Зиммеля. В ней особенно подчеркивалось: мир, социальная реальность рассматривается социологом, ученым с учетом своих собственных позиций и ценностных представлений. Более того, мир ценностей как бы возвышается над миром бытия. Четко обозначена научнаяꗬÁYЙሀ¿ကЀ叆
橢橢埳埳Й栮㶑㶑⟣]ȠȠȠȠȠȠȠȴȴȴȴȴɐ4ȴ¶ʐʐʐʐʐʐʐʐ০০০০০০$ଅǴBਊEȠʐʐʐʐʐਊմȠȠʐʐʐմմմʐžȠʐȠʐȴȴȠȠȠȠʐմѰմȠȠʐʄ
Ġ覙ǃȴȴЎŦ2. История развития социологии.
История учит даже тех, кто у нее не учиться, она их проучивает за невежество и пренебрежение.
В. О. Ключевский
Стремление понять смысл социальных процессов, их природу, направленность и перспективу проявилось уже на ранних этапах развития социальных наук. В основном в формах социально-филосовского и исторического познания. Среди этих социальных мыслителей можно выделить:
античных философов Платона (теория «идеального государства») и Аристотеля (характеристика человека как общественного существа, «политического животного»),
идеологов «централизованного государства» и «сильной власти» 14-16 веков (Н. Макиавелли и Ж. Боден),
просветителей 17-18 веков, разработавших теорию «естественного права» и «общественного договора», который люди заключают для обеспечения своих интересов (Г. Г роций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) ,
социальных утопистов, мечтавших о более совершенном устройстве общественной жизни (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Мелье).
Родоначальником социологии может считаться французский ученый Огюст Копт (1798 - 1857), т. к. первый ввел в обиход термин социология, хотя сам долгое время использовал термин «социальная физика», подчеркивая важность подхода к социальным проблемам с позиции естествознания, используя его научные методы. Конт впервые поставил проблему самостоятельного статуса социологии.
Иерархия наук
Социология