Тема: Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие студенчества и его место в социальной структуре. 4
1.1 Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи4
1.2. Генезис студенческой молодежи как социальной группы.. 5
2. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. 14
2.1. Понятие ценности и ценностных ориентаций. 14
2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики. 16
2.3. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества. 20
В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная студенческая молодежь делает свой исторический выбор. "Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец", - так считает социолог А.Г. Кузнецов[1].
"От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения — явления общественные, коллективные"[2].
Вышесказанное определяет актуальность темы. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.
Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре; 2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ. Исследование проводилось по данным научной литературы и опубликованных социологических исследований.
Студенчество определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим признакам студенчества различные исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора.[3]
Определение возрастных границ молодежи, а именно верхнего, имеет очень большое значение. Это знание важно в двух аспектах: во-первых, молодежный возраст – это стадия получения квалификации, завоевания положения в обществе. Если человек получил квалификацию, то его уже нельзя относить к молодежи. Во-вторых, молодежный возраст – это стадия выбора и принятия решений, затрагивающих его будущее. Независимо от того, каков будет результат выбора, важно, что молодой человек, находясь в процессе выбора (например, выбора образования, профессии, решения вопроса брака, создания семьи), ведет себя как взрослый.[4]
Б. Рубин и Ю. Колесников определяют студенчество как: мобильную социальную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве"[5], а С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский считают, что "в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т.д."[6].
Студенчество — это огромный интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации.
Главной функцией студенчества является образовательная деятельность.
Студенчество как социальная группа, обладает весьма неустойчивой структурой и функциями и является "фокус-группой будущего социума в целом".Интенсивная составляющая структуры студенчества связана с высотой его потребностей, амбиций, намерений, способностей и запросов материальных, культурных, духовных, политических и рациональных. А экстенсивный элемент этой структуры коррелирует со спросом на студенчество со стороны общества.[7]
Студенчество в своей специфической роли явление сугубо европейской истории и культуры[8].
Студенчество как самостоятельный социальный разряд появляется в Средневековье, с появлением первых университетов (X – XII вв.). Их возникновение было обусловлено необходимостью в идеологическом и доктринальном обслуживании запросов религиозных властей – Христианская Церковь остро нуждалась в высокообразованных специалистах в области теологии и философии. Первые выпускники университетов также становились врачами и правоведами.
Статус студенчества на первых порах его возникновения не мог сравниться с его нынешним социальным статусом. Студенчество отличалось миграционным образом жизни, так как студенты постоянно мигрировали из одного университета в другой в целях повышения образования. Просто считалось, что богословию лучше учат в Париже, праву — в Болонье, медицине — в Салерно и т.д. За годы учения студенты осваивали латынь настолько, что она становилась для них языком общения. Это объединяло студентов, но отделяло их от других слоев населения. Эта ситуация меняется к концу ХII века, когда укрепляются позиции национальных университетов, преподавание переходит на национальный язык; с точки зрения государства и общества, необходимость для студентов странствовать ради получения высшего образования исчезает. Так появляется студенчество как составная часть национальной интеллигенции, космополитичное по своей природе — форме деятельности, образу жизни, менталитету, возрасту. Само обучение носило сезонный характер. Корпоративная культура средневекового студенчества была выше современной, поскольку переход из одного университета в другой считался обычным делом, сама же система образования была универсальна. [9]
Тогдашние студенты имели университетское образование, но не имели постоянного места работы и места жительства. Они обладали рядом прав и привилегий, в частности, неподсудностью общему суду. Первое студенчество еще не имело своей идеологии, а скорее напоминало то, что сейчас принято называть в той же студенческой среде "тусовкой".[10]
В.В. Святловский пишет: "... Студенчество всегда на зоркой страже прав своих и своей almamater. Но политические горизонты учащейся молодежи узки, идеалы сомнительны. Средневековые студенты в массе великовозрастны, как ландскнехты, и невежественны, как цеховые ремесленники… — беспечная, праздная и веселая толпа вооруженных и недисциплинированных идальго. Беспросветность средневековья и сухость схоластики убивали мысль. Теоретические споры часто оканчивались побоищами и дуэлью"[11].
Однако в Новое время социальный статус студенчества заметно повышается, что связано, во-первых, с беспрецедентным возрастанием статуса научного познания и повышением теоретического качества образования, а, во-вторых, с увеличением количества университетов и, соответственно, количества обучающихся в них студентов. В это время студенчество становится заметной социальной силой, у которой вырабатывается устойчивая система идеалов и ценностей. Студенчество Нового времени принимает самое активное участие в жизни общества, всегда является теоретическим инициатором многих либерально — демократических реформ в обществе.[12]
В России традиционные поездки юношей за рубеж для получения образования начались еще до татаро-монгольского ига. Во времена Петра I началась массовая посылка русских юношей за границу. Из частного дела высшее образование превратилось в принудительную обязанность. Не случайно в литературе появляется образ русского дворянина — шалопая, студента по принуждению, который увиливает от учебы всеми возможными способами. В среде русских студентов, особенно из бедных сословий, преобладали те же типы студенческого мировоззрения и поведения, что и по всей Европе. [13]
На первой ступени своего исторического генезиса студенчества по своим социальным и культурным функциям имело стихийный характер. Это заключалось в полной социально — статусной неопределенности студенческого контингента в университетском образовании.[14] Оно в среднем происходило из мало — или среднеобеспеченных слоев общества (не только из дворянства). Отчетливо сословный (а во второй половине XIX в. сословно — имущественный) характер имели лишь отдельные вузы. Некоторые являлись закрытыми (военные, дипломатические, ряд лицеев), доступ в них ограничивался определенными сословными требованиями, другие предоставляли свои аудитории выходцам из более широких слоев населения. Для дворян более привычной и почетной оставалась военная карьера. Преподавательская деятельность, служба "лекаря" считалась уделом разночинцев. В университетах же готовили преподавателей, врачей, юристов, инженеров, священников, ученых, литераторов, наиболее образованных чиновников.[15] Таким образом, студенчество изначально формируется как демократическая группа общества.