Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 23 из 64)

4. Кроме того, каждая цивилизация связана - главным образом с помощью косвенных причинных связей - с несколькими внешними группами и их культурой, которые входят в совокупную культуру как скопления.

5. Совокупная культура каждого индивида и каждой малой или большой социальной группы состоит не из одной культурной системы, объединяющей в одно последовательное целое множество идей-ценностейинтересов-норм, а множества культурных систем, частично нейтральных, частично противоречащих друг другу, а также множества скоплений.

6. Все это означает, что выделение "цивилизаций" из огромной массы других культурных комплексов и их классификация производятся без какоголибо основания для разделения.

7. Таким образом, самая серьезная ошибка теорий локальных цивилизаций состоит в том, что они смешивают и отождествляют культурные системы с социальными группами, называют различные социальные группы - будь-то этнические, религиозные, (42) территориальные, государственные или иные - цивилизациями или великими культурами, приписывают совокупной культуре этих групп смысловую последовательность и причинную взаимозависимость между частями и целым. Таким образом, они впадают в ошибку всех тоталитарных теорий, утверждающих интегральное единство совокупной культуры каждой организованной группы.

С этим утверждением нельзя согласиться. Выше было показано, что социальные группы и культурные системы отличаются друг от друга.

8. Если совокупная культура отдельного индивида вряд ли является интегрированной и представляет собой доминирующую культурную систему, сосуществующую с множеством мелких систем и скоплений, то совокупная культура таких больших социальных групп, как "античная", "сирийская", "китайская" или "западная" не может быть интегрирована в одну причинно-смысловую систему.

9. Все эти недостатки в некоторой степени умаляют ценность крупнейших теорий локальных цивилизаций. Кроме того, следует указать на значительные разногласия, существующие между Данилевским, Шпенглером, Тойнби в их определениях и классификации цивилизаций. Так, ассирийско-вавилонско-финикийско-халдейская цивилизация Данилевского у Тойнби разделяется на несколько цивилизаций (вавилонскую, хетскую, шумерскую и сирийскую), у Шпенглера на две - магическую и вавилонскую. Магическая цивилизация Шпенглера рассматривается Данилевским как две - иранская и арабская, а Тойнби - как четыре: иранская, сирийская, арабская и православно-византийская…

Тойнби признал эту ошибку в последнем томе своего "Исследования истории", указав на то, что критерий выделения цивилизаций не является единым. Иногда это материальная культура, иногда - религия или раса. В соответствии с этим Тойнби пересмотрел свою классификацию

цивилизаций»[78].

Литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

Древние цивилизации /Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989.

Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.:

Университетская книга, 2000.

Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. - М., 1991.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для

студентов вузов /Составитель Б.С.Ерасов/.- М.: Аспект-Пресс, 1998.

Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1990.

Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993 (т.1), 1998 (т.2).

Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и

психогенетические исследования. В 2 т. - М.- СПб: Университетская книга ,

2003.

Лекция четвертая. МОРФОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ

КУЛЬТУРЫ

1. Морфологические модели культуры.

2. Социальная типология культуры.

1. Морфологические модели культуры

Морфологию культуры можно рассматривать (вслед за А.Я.Флиером) как учение о внутренней структуре культуры, ее организационнофункциональном строении. Единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации:

1. способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные

культуры);

2. специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур);

3. структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная,

криминальная, маргинальная и т. д.);

4. уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры);

5. хронологическая последовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.);

6. преобладание какой-либо социальной подсистемы - экономической (Запад), ценностной (Китай), социетальной (Индия), политической (Ближний Восток) и т. д.

Социология культурыСуществует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и философов). С точки зрения философии культуры, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию. Таким образом, культура имеет не только материальное и духовное измерения, но и художественное, синтезирующее их. Эту точку зрения последовательно отстаивает М.С.Каган (1921-2006)[79].

Если представить строение культуры или ее отраслей как систем социальных институтов, что в большей степени отвечает социологическому анализу, то воспользуемся предложенной М. С. Каганом моделью морфологической структуры человеческой

деятельности (в социологической терминологии — социального действия). В качестве основных компонентов этой структуры М. С. Каган выделил следующие компоненты: преобразование, общение, познание и ценностное сознание.

В системе культуры могут быть выделены четыре основных блока социальных институтов:

—регулирующие процессы производства культурных ценностей, —регулирующие процессы сохранения и распространения культурных ценностей,

—регулирующие процессы познания и потребления культурных

ценностей,

—регулирующие оценку культурных ценностей и их создателей.

Далее, выделим два уровня культуры – обыденный и специализированный.

Обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Обыденная культура - это культура, не получившая институционального закрепления. Следует помнить, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов). Углубленное теоретическое понимание культуры, и обыденная культура многими сторонами не совпадают, «научные идеи и понятия» медленно и не полностью проникают в обыденную культуру. Часто обыденная культура опирается на устоявшиеся стереотипизированные представления, продиктованные привычной социальной средой и принимающие порой вид жестко предписанных правил жизни, что нередко становится причиной затяжных и трудно преодолимых конфликтов (культурно-сословных, культурно-национальных и пр.). Вместе с тем, обыденная культура, при всех ее противоречиях и слабостях, является органичным элементом общей системы культуры. Она необходима в ней как форма широкого обиходного распространения культуры и как источник подспудного формирования неосвоенных ранее культурных навыков, часть которых способна к закреплению и, следовательно, подлежит дальнейшему теоретическому осмыслению.

Специализированная культура - это, напротив, культура, ставшая институциализированной, в которой со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида. Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт. Специализированные уровни культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации. Составные части специализированной культуры - наука, искусство, философия, право, религия. Если у обыденной культуры - обыденный язык, у специализированной -профессиональные языки. Специализированная культура - сфера общественного разделения труда,