Материальная культура. Материальная культура не равнозначна материальному производству, т. е. техносфере цивилизации. Системный взгляд на культуру приводит к заключению, что, поскольку она связана с тремя другими подсистемами бытия — природой, обществом и человеком, их практическое преобразование рождает три сферы материальной культуры. Из природной материи она создает технические предметы — вещи; из природной анатомической данности человека она формирует его тело, которое становится культурным предметом, сотворенным в его реальной форме трудом, гимнастикой, медициной (не случайно вошло в обиход понятие «физкультура» — обработка тела человека действительно является областью культуры, культуры физической, т. е. материальной); наконец, культивирование стихии социальных отношений («социальной материи» — по выражению Ф. Энгельса) выражается в создании воплощающих эти отношения организационных форм — разнообразных общественных институтов, которые материальны постольку, поскольку обретают самостоятельное существование, независимое от конкретных индивидов, их создавших и в них функционирующих; они конструируются политическими деятелями, как вещи конструируются инженерами; подобно вещам, они сохраняются на протяжении веков и тысячелетий: так сохраняются государство, суд, парламент, университет, церковь и т. д., а в ходе революций они и разрушаются, как вещи, иногда вместе со зданиями, в которых располагались. Практика и является во всех своих формах материальнопреобразовательным способом деятельности, порождающим материальную предметность культуры; процесс этот управляется интеллектом, проектируется сознанием, регулируется ценностями, но выражается при этом в материальных действиях, направленных на создание реально
функционирующих объектов.[89]
Материальная предметность сохраняет в культуре свое базовое значение. Мы обнаруживаем три формы материальной предметности:
техническую вещь, человеческое тело и социальную организацию.
Эти формы материальной предметности культуры проистекают из ее связи с природой, человеком и обществом. По Огборну[90], материальная культура - термин, относящийся ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологам.
Материальная культура охватывает
1) физическую культуру[91] – физическую форму культуры как материальный фундамент всей вырастающей на нем сложнейшей духовной и художественной надстройки; это результат происходящих и в филогенезе, и в онтогенезе процессов преобразования биологической формы бытия в социокультурную. «Окультуренное» человеческое тело - это тело, сотворенное в его реальной форме трудом, гимнастикой, медициной. Через труд, обряд и игру человеческое тело выходило из природы в культуру. Мы культивируем наше тело, совершенствуя его с помощью гимнастики (бодибилдинга и шейпинга), украшаем его с помощью макияжа, татуировок, бижутерии. Наше тело – продукт культуры. Тело человека, взятое в его физическом бытии и физиологических функциях, является внекультурным, биологическим предметом – именно таковым его «берет» медицина, теоретически и практически (в определенных, разумеется, пределах). Нас же интересует именно то, как тело человека, оставаясь биологическим объектом, приобретает культурные качества. Человеческое тело входило в культуру по трем каналам – через игру, обряд и труд. В культуре функционирование человеческого тела реализует все возможности, которыми она располагает, и потому может быть представлено в виде спектра, один край которого лежит на границе культуры и натуры («работоспособное тело»). Вместе с тем тело становится материальной основой особого языка культуры, приобретая семиотические свойства, т.е. становилось культурным текстом. Третья полоса спектра культурных функций человеческого тела – эстетическая. Придавая телу эстетическую функцию, культура порождает соответствующее направление его функционирования, лежащее за пределами материально-утилитарных потребностей бытия: это проявляется и в восприятии телесной красоты, и в эстетической оценке движений работающего человека, и в танце, театре, киноискусстве, на эстраде и в цирке, когда красота тела актера, танцора, акробата и пластическое изящество его движений становятся одним из важных компонентов общего художественного впечатления.
2) техническую культуру – творимый людьми мир технических средств их воздействия на природу и на самих себя – от создания искусственных органов, производственных инструментов, орудий труда и войны, компенсирующих природную, физическую слабость человека, до изобретения хитроумнейших машин, приборов, средство передвижения, оружия и средств коммуникации – от письма и книгопечатания до радио- и телевизионной связи; техническая вещь двухаспектна – она природноматериальный и одновременно культурный объект. В культуре вещь существует как полезная вещь, которая себя обнаруживает в виде производственных, прозаических, будничных предметов, и предметов, наделенных особым культовым, ритуальным и т.п. значением. Еще одна функция вещи, чисто символическая, моделирующая и ее полезную, и ее ритуальную функции, которые соединяются в игрушке.
Материальная культура – это «культура, одетая в вещь» (А.В.Луначарский). Для того чтобы вещь функционировала как элемент культуры, необходимо, чтобы она по-человечески говорила с человеком посредством визуально воспринимаемой формы, которая, будучи наделена значением включает предмет в систему социально-культурной коммуникации.
3) социально-организационную культуру, охватывающую предметное бытие всех учреждений, организаций, общественных институтов, поскольку они существуют объективно как реальные образования, созданные людьми, но ставшие от них независимыми, ибо люди, функционирующие в государственных органах, судах, университетах и т.д., приходят и уходят, формы этих организаций и институций изменяются. Но сами они – государство, суд, школа – сохраняются, пребывают, существуют как бы сами по себе, и в этом смысле материальны – как формы опредмеченного бытия общественных отношений. Результатом этого опредмечивания являются социальные институты - специализированные структуры (государственные, общественные, частные), занимающиеся производством «культурных текстов», внедрением их в сознание людей, а также практическим регулированием их жизнедеятельности в соответствии с ценностями и нормами, принятыми в данном сообществе. Эта социокультурная регуляция охватывает по существу все стороны жизни сообществ, и в ней принято выделять специализированные институты общеэкономической, общеполитической и общеправовой сфер, а также некоторые другие, более частные. Те же институты, которые производят собственно «культурные тексты» и осуществляют регуляцию в сферах интеллектуальной и духовной жизни людей - в религии, искусстве, образовании, информации и иных, относящихся к областям познания и коммуницирования, накопления и трансляции опыта в его наиболее общих социальных параметрах,- принято называть культурными институтами (в узком смысле слова «культурный»). Комплекс приемов и принципов управления культурными институтами со стороны государства и общества называется культурной политикой. Что же касается той части культурных норм, которые функционируют не в институциональной, а в повседневной жизни людей, то их регулятором являются в основном культурные традиции, исторически сложившиеся в данном сообществе. Иначе говоря, совокупность культурных традиций - и есть культурная политика общества по отношению к его членам, только реализуемая не в институционализированной, а в обыденной сфере социального бытия. Однако все сказанное относится главным образом к социальному (т. е. групповому, коллективному) аспекту существования культуры. Организация есть опредмеченное бытие общественных отношений. Исторически формы организации совместной жизни проходят следующие ступени своего развития: 1) родовая структура, обеспеченная благодаря экзогамии; 2) государство как социальная организация; 3) культ как организация религиозной деятельности; 4) школа как педагогическая организация; 5) экономические организации – цех, вбирающий в себя ремесло; мануфактура; промышленные и торговые компании, фирмы, корпорации, банки и т.п.; 6) правовые организации – суд, прокуратура, арбитраж, юридические органы государственной власти; 7) широкий спектр светских организаций, необходимых для развития науки, техники, просвещения, искусства, спорта, развлечений. Чем более сложна структура общественной жизни, тем бóльшую роль играет в ней организационный фактор как носитель культурной энергии. Так организационный пласт культуры охватывает жизнь человечества во всех ее сферах и на всех возрастных уровнях, сочетая различные способы управления и самоуправления, облигаторных и добровольно избираемых форм и создавая таким образом прочную и относительно устойчивую основу для совместной жизни людей, для сохранения и трансляции накапливаемого человечеством опыта.
Учитывая неразрывную связь общества и культуры как содержания и формы, говорят о социокультурных явлениях.
Итак, культура «соткана» из материала природы, но представляет собой нечто отличное от нее (и качественно, и структурно). Культура социальна по своему содержанию, но является особым типом бытия, отличным от бытия общества. Культура концентрируется в человеке не в меньшей степени, чем в нем сосредоточены общественные отношения, но она существует не только в человеке, но и вне его – в плодах его деятельности и в способах этой деятельности, соединяющих человека с человеком.
Рассмотрим некоторые особенности социокультурного функционирования предметностей материальной культуры.
2. Социологический анализ отношения человека к окружающим его вещам