формулу: “Воздух города делает человека свободным”.
Гражданское общество — это тип общества по своему содержанию, т.
е. определенный тип общественных отношений, отношений граждан, и оно есть творение культуры, поскольку сам эпитет “гражданское” означает: высшее из доселе известных истории проявление экономической культуры, политической культуры и правовой культуры. Подобно другим формам организации общественных отношений гражданское общество порождает соответствующие ему тип духовной культуры и тип художественной культуры. Это подтвердила история Европы ХIХ-ХХ в. Иными словами, гражданское общество по самому его определению есть плод совместного творчества общества и культуры.
Роль культуры в этом синтетическом образовании сказалась на всех уровнях его существования и осознания им особенностей своего исторического бытия — на уровнях экономическом, политическом, правовом, а затем и философском, научном, коммуникативном, педагогическом, художественном. Только поверхностное понимание гражданского общества может сводить его к первой — бытийной — триаде, ибо формы духовного и практически-духовного (художественного) самоосознания реальной практики гражданских отношений, ею порожденных и ее обслуживающих, составляют необходимый культурный “слой” этого социально-исторического образования, без выявления роли которого невозможно получить адекватное о нем представление.
История западноевропейской и отечественной культуры доказывает, что гражданское общество осознавалось и реально формировалось как всесторонне-целостная культурная форма общества, выраставшая из экономической почвы, но в ней не остававшаяся, а преобразовавшая все уровни бытия и сознания человеческого общества.
Критерием гражданского общества на современном уровне его развития и функционирования уже не может быть наличие у человека частной собственности, хотя бы и дополненное созданием различных, защищающих его права общественных организаций.
В условиях формирования информационной цивилизации гражданское общество должно обеспечивать личности владение информацией, поскольку, по точному суждению Н. Н. Моисеева, большого ученого и одного из самых мудрых наших современников, высказанному в недавно изданной его книге “Судьбы цивилизации: путь разума”. В современном обществе “начинает играть все большую роль общественная собственность, т.е. собственность, принадлежащая ВСЕМ!”, а ею являются “знания, идеи”, владение которыми определяет меру эффективности действий каждого члена общества; поэтому “как бы ни была важна экономическая оболочка эволюционирующего мира, не она одна определяет ход планетарных событий” — они непосредственно зависят и от того, будет ли “гражданское общество, в том числе и система общественных организаций”, а затем и “исполнитель его воли” — государство в своих действиях “ограничено определенными рамками экологического императива”, которые и есть “нравственность”.
Прогрессивное развитие имманентной гражданскому обществу демократии зависит от его способности переломить эту ситуацию и сделать государство действительно “исполнителем воли” гражданского общества. Достижение этой цели зависит в решающей мере от состояния гражданского сознания россиян, которое в условиях обретенной свободы определяет их поведение либо как граждан, либо как подданных. Воспитание гражданского сознания не может осуществляться одной только школой. Формирует его или деформирует прежде всего практика самого общественного бытия, но роль школы и средней, и высшей тут трудно переоценить, ибо ее самоограничение задачей элементарно-научного образования и столь же элементарного научения решению скорее теоретических, чем практических задач рождает у входящих в жизнь поколений жизненную философию сциентизма, техницизма, прагматизма и, соответственно, гражданский индифферентизм, что серьезно тормозит становление гражданского общества.
Таким образом, предметное бытие материальной культуры предстает в разных типах предметности, в зависимости от назначения создаваемых творений и способов их создания: так различается конкретное предметное наполнение материальной культуры, которое охватывает технические вещи, общественные организации и человеческие тела (в соответствии с тремя формами материального бытия, из переработки которых и рождается
культура).
Литература
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.
Бодрийяр Ж. Америка. СПб, 2000.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. М, 2006.
Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал, 2000, № 1/2.
С. 58-65.
Ионин Л.Г. Укрощенная эротика // «Человек», 1992, № 3.
Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания.- № 6. – 2000.
Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996. Глава 8.
Кащенко Е.А. Основы социокультурной сексологии: Курс лекций:
Учеб. пособие для вузов. М., 2002.
Кон И.С. Мужчина в
Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. М., 2003.
Люди и вещи в советской и постсоветской культуре. /О.Г.Ечевская, О.Гурова, О.Вейс, О.Дейхина, Ю.Захарова. - Новосибирск: Изд-во НГУ,
2005.
Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб,
1999.
Лекция седьмая. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Строение духовной культуры.
2. Знания в системе духовной культуры
3. Ценностно-нормативная система культуры
4. Формы, механизмы и функции социокультурной регуляции
5. Проективные формы и механизмы духовной культуры
1. Строение духовной культуры[113]
Строение духовной культуры определяется структурой духовной деятельности человека. Ее системный анализ показал, что наша духовная энергия реализуется в трех способах освоения субъектом объективной реальности, необходимых и достаточных для обеспечения подлинно и полноценно человеческого бытия: таковы
• познание и знание как результат познавательной деятельности человека; призвано добывать субъекту информацию об отношениях между объектами;
• ценностное осмысление и ценности как продукт ценностноориентационной деятельности; призвано давать субъекту информацию об
отношениях объектов к нему самому как к субъекту[114];
• идеальное преобразование реальности (проектирование
желаемого) и проекты как итог духовно-преобразовательной деятельности.
Соответственно духовная культура предстает в обыденном и научном познании мира, в обыденной и теоретической формах идеологии, в обыденных и профессионализированных формах проектирования желанного бытия, и в повседневном и специализированном духовном общении людей.
Особенность духовных предметов состоит в том, что материальная форма их воплощения приобретает знаковый характер, и тем самым возникает система языков культуры.
Система языков культуры возникает как материальная форма объективации духовного содержания – предметно-пространственная, жестомимическая и звуко-речевая. Функции материальности состоят здесь в том, чтобы быть знаковым закреплением определенного значения, своего рода материальным носителем духовного содержания.
Функционировать же плоды духовной деятельности должны именно как духовные предметы, т.е. предназначенные для воздействия на духовный мир человека. Поэтому их материальность есть лишь необходимое средство и роль ее – чисто служебная.
Таким образом, строение духовной культуры определяется строением духовной деятельности человека, которая охватывает три способа освоения субъектом объективной реальности, необходимые и достаточные для обеспечения его, человека, подлинно и полноценно человеческого бытия – познания, ценностного осмысления и идеального преобразования реальности (проектирование желаемого) и межсубъектное духовное взаимодействие людей – их общение. Поэтому структура духовной культуры выглядит следующим образом:
• мир знаний (культура познавательной деятельности и
рефлексии);
• мир ценностей (ценностно-нормативная культура); • мир проектов (культура предвидения и прогнозирования);
• духовное общение.
2. Знания в системе духовной культуры
Приходится констатировать, что целостной и полной картины познавательной деятельности человека в системе культуры у нас пока нет, а она становится крайне важной в современных условиях. Познавательный потенциал культуры является лишь одной из трех основных форм активности человеческого сознания, духовной деятельности, наряду и во взаимодействии с ценностным осмыслением мира и с преобразующей мир проективной деятельностью, выработкой идеалов, программ и т.п.
Исходными формами знания были:
а) практическое знание, носившее предельно конкретный характер и непосредственно вплетенное в практику: оно добывается каждым для себя, а если передается отцом сыну, мастером ученику, то лишь в прямом научении данному способу деятельности;
б) мифологическое знание, воплощенное в мифах, в художественных
образах и обладающее признаком обобщенности и истинности;
в) игровое знание, позволяющее ребенку осваивать опыт взрослых и