Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 34 из 64)

3. Ценностно-нормативная система культуры[119]

Наряду со знанием людям нужны вырабатываемые в их жизни ценностные ориентации, которые обеспечивают духовную ориентацию и избирательную регуляцию предметной деятельности людей и их общение. Под ценностями и идеалами в данном случае понимаются все те же эталоны социального опыта, нормы социальной адекватности и культурной компетентности, но трансформированные в образы социальной престижности, причастность к которым открывает человеку доступ к большему объему и лучшему качеству различных социальных благ (т. е. средств удовлетворения интересов и потребностей, о которых шла речь с самого начала)133. Исторически возникают и оформляются ценности эстетические, нравственные, политические, художественные, что обусловлено различиями оцениваемых сфер реального мира и художественного вымысла. Особое место занимают ценности, благодаря чему культура вбирает в себя не только полноту бытия, но и дополняющие его формы небытия.

В сфере духовной культуры социология ограничивает свою «познавательную площадку» комплексом нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных и социально-

воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта.

В сфере духовной культуры мы сталкиваемся с набором социальнокультурных норм и ценностей, основной функцией которых выступает сплачивание людей в устойчивое сообщество, задающее его членам необходимые знания и навыки, языки коммуникации и оценочные критерии, правила бытового общежития и нормативного этикета, эталоны социальной адекватности и образы престижности, границы социальных притязаний и прочие атрибуты социокультурной компетентности, необходимые для полноценной социальной жизни в данном сообществе.

При этом нормативно-регулятивный аспект социальной жизни представляет собой, прежде всего, совокупность определенных экстраутилитарных принципов в человеческой жизнедеятельности, под которыми понимаются такие формы детерминации активности человека, которые обычно не имеют отношения к преследуемой цели по существу, но не позволяют человеку использовать любой способ для достижения цели, а требуют выбора способа, наиболее адекватного и наиболее приемлемого по нравственным, мировоззренческим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в обществе. Существенным здесь является стремление к достижению определенного уровня социальной консолидированности членов данного сообщества.

В свою очередь ценностно-смысловой аспект культуры представляет собой совокупность тем или иным образом систематизированных (упорядоченных) знаний людей об окружающем их мире и его смыслах, а также социального опыта (опыта коллективного сожительства и взаимодействия), накопленного людьми на протяжении истории. Это своеобразная система знаний и представлений людей, рассмотренная сквозь призму их социального опыта, наделяющего эти знания определенными значащими для человека смыслами. Эти знания, смыслы и социальный опыт концентрируются как в институциональной области (систематизированных научных и технологических знаниях, религиозных и философских учениях, законах, художественных образах и т.п., транслируемых в формах систематического обучения), так и в конвенциональной сфере (осуществляющейся и функционирующей в виде обычаев, нравов, народной мудрости, этикета, ритуала, вкусов, оценок, норм бытового общежития и

общения и т.п.).

Знаково-коммуникативный аспект культуры интересуется не техническими механизмами порождения, фиксации, кодирования, передачи и декодирования информации, а культурно-смысловым содержанием, составляющим предмет этих информационных обменов между людьми и выраженным в определенных символах, знаках, значениях, чувственных образах и т.п. В конечном счете, содержание этих информационных обменов сводится к обсуждению всех тех «правил игры», непосредственно или опосредованно регулирующих или обеспечивающих их совместное существование. При этом информационные обмены могут совершаться как на естественных языках, так и на вспомогательных.

Социально-воспроизводственные механизмы – это методы специального обучения и воспитания его членов – личностей, в совокупности составляющих его массив, на что направлены усилия систем образования, просвещения, религии, искусства, специализированных культурных институтов, средств массовой коммуникации и пр. При этом воспроизводятся не только лояльные члены общества («продукты» данной культуры, владеющие языками коммуникации и средствами социальной конкурентоспособности в этом обществе), но и активные участники

социальных процессов («потребители» и «производители» культуры). На это направлены процессы социализации личности (воспитание индивида в традициях социальной адекватности нормам жизнедеятельности, обычаям взаимодействия и размаху социальных притязаний, приемлемых в данном обществе), а также инкультурации личности (обучения индивида должной «культурной компетентности» в ценностно-смысловых порядках и установках этого общества). Таким образом, всякое общество, воспитывая своих лояльных членов, по существу стремится воспроизвести легитимный социальный порядок. Социальное воспроизводство – это, прежде всего,


воспроизводство порядка коллективных форм жизнедеятельности, т.е. культуры.

Таким образом, социологический анализ духовной культуры основан на выделении в ней

нормативного уровня, представленного входящими в культуру нормами и правилами, регулирующими поведение людей;

ценностного уровня, представленного фундаментальными ценностями, символами, общественными нравами и пр., определяющим смысловые ориентиры человеческой деятельности.

В этом синтезе ценностного и нормативного нужно видеть и принципиальное отличие ценностей от норм. Дело в том, что норма нередко рассматривается как ценность (в социологии существует термин «ценности-

нормы»). Между тем, норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который она получает извне – из традиции, нравственного кодекса, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения, юридического закона и т.п. Люди должны подчиниться норме, даже если не понимают ее смысла, целесообразности, соответствия своим интересам. Норма говорит о том, чтó должно быть, а не о том, что есть.

Ценность, как справедливо полагает М.С.Каган, – это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и поэтому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не надличностный, отчужденный от него регулятор поведения.[120]

Мы имеем дело с дополняющими друг друга и потому равно необходимыми культуре регуляторами поведения – внешним и внутренним.

Обратимся к нормативному уровню духовной культуры.

Любая норма обладает тремя признаками:

• это определенный набор правил поведения в данной ситуации;

• это типовой (эталонный) образец действий в определенной ситуации;

• это наличие экспектаций (ожиданий) со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Это значит, что, с одной стороны, нормы – это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам, а с другой стороны, - это ожидания: от соблюдающего норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Кроме того, норма выполняет функцию долженствования - эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т.д. (кодексы чести дворянина, самурая,

рыцаря и т.д.).

Норма всегда является выражением ценности в системе четких, однозначно интерпретируемых, адекватно применяемых и контролируемых формах. В статусе идеала или эталона культурные нормы становились ценностями – особо уважаемыми и почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. В норме та или иная ценность предстает как желательный образец поведения.

Механизм действия норм включает в себя санкции, т.е. способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздаяния (позитивные и негативные). Санкции применяются за уже осуществленные действия, но ожидание применения санкций становится элементом социальной регуляции поведения, его контроля.

Вместе с тем возможна и девальвация санкций, утрата ими функций социального контроля (поощрения выделяются чересчур щедро – премии и пр.), что ведет к дезорганизации общества.[121] Тем не менее, многообразие, разновесность санкций позволяет обществу достаточно точно, дозированно

воздавать за соблюдение (или несоблюдение) норм, правил и принципов.

Следование нормам поведения (от юридической до эстетической, включая религиозно-обрядовую) исходит не от внутреннего императива, а от сознания, что «так принято», «так нужно», «так поступали отцы и деды», «таково правило этикета» и т.п. На этом основано действие неинституциональных (неформальных) норм, конвенция, неформальное согласие. Должно быть ясно и другое: норме не только следуют, но и систематически ее нарушают. Норма обнаруживает себя при ее нарушении.

Источником такого рода норм служит исторический социальный опыт коллективных форм жизнедеятельности людей, накапливаемый сообществом и передаваемый из поколения в поколение в виде перечисленных выше установок. Разумеется, по мере изменения социальных условий жизнедеятельности какие-то из норм теряют актуальность и отмирают, иные модернизируются, одновременно формируются и внедряются в общественную практику совершенно новые нормы, порождаемые новыми условиями бытия и т. п. Есть все основания предполагать, что система социальных норм и является квинтэссенцией культуры как таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, его селекции и выделения наиболее оправдавших себя образцов проявления сознания (суждений, оценок) и осуществления деятельности.