С точки зрения А.Я.Флиера136, можно различать следующие типы
норм:
1. институциональные, зафиксированные в каких-то официальных документах и поддерживаемые как с помощью авторитета власти, так и применением насилия в необходимых случаях (государственные законы и
декреты, постановления церкви, уголовный кодекс и т.п.);
при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принимаемые властями и касающиеся его самого. Отчуждение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации. (Э.К.Асп. Введение с социологию. СПб., 1998. С. 44) 136 ФлиерА.Я Культурология для культурологов, с. 237-239.
2. статистические, т.е. складывающиеся стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом (другое название этой группы норм – этнографические; пример: народные традиции);
3. конвенциональные, т.е. рожденные в процессе общественного договора, но имеющие силу закона (правила соседского поведения, нормы дружеских или любовных взаимоотношений);
4. эталонные, специально созданные в качестве образца для подражания, имеющие хождение преимущественно в искусстве и религии.
Рассмотрим ценностный уровень культуры. Определить ценности чрезвычайно сложно. Н.И.Лапин полагает, что «ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых
ситуациях»[122].
На основе фундаментальных ценностей общества формируются ценностные ориентации личности, т.е. устремления, желания человека в качестве важнейших целей жизнедеятельности. Например: «достигаемые статусы» (успех и жизненная карьера). Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные ценностные ориентации. Если этого не происходит, то формируется девиантный тип личности, на поведение которого общество реагирует либо усилением социального контроля, либо социальной абструкцией. Ценностные ориентации - это отношения личности к ценностям общества, выступающие в качестве регуляторов ее поведения.
Понятие «ценностной ориентации» используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но не к обществу в целом. В процессе целостного анализа общества используют понятия «ценности общества и культуры», «духовные ценности культуры», «жизненные ценности». В последних случаях имеют в виду некие стратегические детерминанты поведения больших групп людей, укорененных в течение длительных периодов времени в определенной социокультурной среде[123]. Система ценностных ориентаций выступает как аспект, сторона нормативно-ролевых структур поведения людей; в самой этой системе существует множество оперативных, неустойчивых элементов, хотя есть и глубоко укорененные стереотипы. Система же «ценностей общества и культуры» по большей части находит место в реализации экзистенциально-феноменологического аспекта человеческой деятельности; ее компоненты более стабильны, динамика их изменений более замедленна, чем динамика элементов ценностных ориентаций, развиваемых на уровне поведения социальных групп или отдельного человека.
Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида.
Ценностные ориентации, следовательно, задают:
• общую направленность интересам и устремлениям личности;
• иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;
• целевую и мотивационную программы;
• уровень притязаний и престижных предпочтений;
• представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости;
• меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к
реализации собственного "проекта" жизни [124].
Поле ценностной регуляции обширно. Аксиосфера культуры включает
в себя140:
• правовые ценности – общественный порядок, право,
законопослушание, преступность;
• политические ценности – патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина;
• религиозные ценности – вера, спасение, благодать, церковь, Бог;
• эстетические ценности – прекрасное – безобразное, возвышенное
– низменное, трагическое – комическое, прозаическое – поэтическое;
• нравственные ценности – добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм, отзывчивость, любовь, уважение;
• личностно-коллективные ценности - свобода, уважение к Другому, общность, единство, сплоченность, взаимовыручка;
• межличностные ценности – равенство, индивидуализм;
• экзистенциальные ценности – жизнь, смерть, смысл жизни.
Возможны и другие способы классификации и рубрикации ценностей.
4. Формы, механизмы и функции социокультурной регуляции[125]
Социокультурная регуляция – одна из основных функций культуры и связана с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей. Она осуществляется в рамках социокультурной организации как процесс:
а) установления и поддержания определенной упорядоченности во
взаимодействия людей,
б) снятия противоречий и напряжений, возникающих при совместном
общежитии,
в) определения общих целей социальной активности и критериев
оценки результатов деятельности.
В зависимости от уровня социокультурного развития сообщества, его социально-функциональной стратифицированности, преобладания экстенсивных или интенсивных технологий в различных видах социальной практики и т.п., в социокультурной регуляции могут складываться композиции конвенциональных и институциональных механизмов упорядочения форм коллективной жизнедеятельности с разной степенью доминирования тех или иных методов и уровней их взаимодополнительности. В социокультурной регуляции социальное и культурное начала взаимообусловлены и полностью сращены в единой функциональной целостности.
Социокультурная регуляция относится к тем функциональным подсистемам культуры, где (как и в подсистемах адаптации и социокультурной коммуникации, а также в некоторых других) наблюдается определенная избыточность средств по реализации соответствующих функций, часть из которых в каждый данный момент действует в актуальной практике, другие же остаются в некотором «культурном резерве» сообщества и актуализируются в экстраординарных ситуациях.
Основными функциями социокультурной регуляции являются:
• поддержание определенного уровня социальной консолидированности сообщества, необходимого для эффективного осуществления требуемых в существующих условиях форм деятельности;
• взаимоинформирование о своих намерениях;
• согласование целей, задач, принципов и технологий совместных действий;
• разделение функций и пространственных «площадок»;
• согласование во времени и процессуальной последовательности осуществляемых действий;
• взаимокорректировка в процессе совместной или
взаимодетерминированной деятельности;
• выработка критериев оценки достигнутых результатов, их утилитарной эффективности и социальной приемлемости последствий этой деятельности.
Социокультурная регуляция основывается на ценностно детерминированных нормах упорядочения совместного существования людей. Вместе с тем реально оба типа регуляции представляют собой неделимый синтез социокультурной регуляции, где социальное культурное начала взаимообусловлены и полностью сращены в единой функциональной целостности.
Социокультурная регуляция осуществляется,
во-первых, на основе прагматических целей, преследуемых действующими субъектами, что включает в себя и определение порядка взаимодействия исполнителей;
во-вторых, на основе накопленного (а отчасти и заимствованного) социального опыта по реализации задач такого рода, закрепленного в ценностных ориентациях, обычаях, нравах, законах, нормах правилах, идеологии, верованиях, традициях, умениях и навыках, допустимых технологиях и прочих установлениях, определяющих принятый в данном сообществе порядок осуществления соответствующих действий и достижения соответствующих целей.
Таким образом, основными механизмами осуществления социокультурной регуляции являются разнообразные виды и типы социальных конвенций (отчасти институционализированных), упорядочивающих формы коллективного общежития и взаимодействия людей.
5. Проективные формы и механизмы духовной культуры
Претворение знаний в созидание, направляемое ценностями, нуждается еще в одном звене – в проекте результата совершаемого практического действия, в «модели потребного будущего», в предвосхищающих действие моделях. Исторически, выделяясь из практического, мифологического и игрового проектирования, формировались специализированные формы проективной деятельности и сознания, в зависимости от специфики объектов, проекты которых следовало создавать – природных, социальных или человеческих.