В XX в. культура открыла возможность на основе индустриального, машинного производства восстановить начальный союз техники и искусства; речь идет о дизайне. Как уже отмечалось, в качестве синонимов этого понятия часто употребляют выражение "художественно-техническое проектирование" или "художественное конструирование", ибо суть данной
деятельности — не исполнение, его осуществляют машины, воспроизводящие проектный образец в неограниченном количестве идентичных экземпляров (так называемое "тиражирование"), а создание проектного прообраза вещи, объединяющей утилитарные, техникотехнологические, эргономические, экономические и одновременно художественно-эстетические качества. Очевидно вместе с тем, что, как бы широко ни развивался дизайн в культуре нашего времени, его синкретическое бытие не исключает необходимости в раздельном существовании и художественного, и чисто инженерного проектирования.
Второе направление проектной деятельности — создание моделей общественных явлений. Социальное проектирование существенно отличается от проектирования вещей именно тем, что создает модели особого рода объектов — институционально-организационного характера, начиная с трактатов Платона "Законы", "Государство" и реформ Перикла и кончая современными преобразованиями способов управления производством, юридической системы, школьного образования и т. д.; проектирование новых форм общественной жизни осуществляется общественными деятелями и философами, практиками и теоретиками, утопистами и учеными; такова духовная основа политической культуры. И точно так же, как в проектировании технических свойств объектов, в проектировании общественных учреждений и систем часто объединяются усилия публицистики и искусства.[126] Моделирование сферы общественных явлений (социальное проектирование) отличается от проектирования вещей тем, что создает модели объектов особого рода – институциональноорганизационного характера (общественных учреждений), включая утопические проекты.
Третье направление проектирования — создание моделей человека; таково педагогическое проектирование. Оно выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образах своих детей и учеников. Поскольку же человек способен формировать и сам себя — начиная с выбора ролей в детских играх и включая разнообразные способы самовоспитания взрослых, — постольку самопроектирование становится всеобщим проявлением данной разновидности проектной деятельности. Вместе с тем она предстает в культуре и в теоретической форме — в педагогической науке, в этических учениях, а подчас и в философии: здесь создаются обобщенные проекты идеального человека, выражающие представление о
том, каким хочет его видеть тот или иной тип культуры.[127]
Идеал в данном случае есть не что иное, как род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации жизни человечества и являющийся носителем наивысшей ценности. Идеал является конкретным представлением о «потребном будущем», образом этого желанного будущего. Как полагает М.С.Каган, «идеал, в отличие от ценностно нейтрального проекта, является носителем наивысшей ценности, тем самым направляя человеческое поведение в нравственной, эстетической, политической, религиозной сферах и служа
критерием оценки реальности в каждой из этих сфер»[128].
Проективная деятельность человека и ее взаимоотношения с наукой
являются специфическим и существенно важным структурнофункциональным моментом бытия и развития культуры. Вся ее история есть целеустремленное движение к переводу проективной деятельности, «моделирования потребного будущего», идеологии с путей мифологии, религии, утопии, фантастики на путь научного прогнозирования, научного предвидения, научного обоснования. При этом проективная деятельность не сливается с научной, ибо она по самой своей природе есть практическая, а не теоретическая активность, только практика эта идеализированная, осуществляющаяся в воображении, а не в материальной форме. Так раскрывается еще один аспект связи науки с духовной практикой проектирования будущего, ее обоснования и экстраполирования на настоящее и прошлое той информации, которая вырабатывается при моделировании будущего.
Проективное сознание и его продукты могут быть классифицированы
на:
- проекты практического (обыденного) сознания,
- технические проекты,
- социальные проекты,
- педагогические проекты,
- религиозные проекты,
- проекты игрового сознания.
Литература
Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.
Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб, 1997.
Наука и культура /Отв. ред. В.Ж.Келле. - М., 1984.
Общественное сознание и его формы /Под ред. В.И.Толстых. - М.,
1986.
Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство. - М.,
2000.
Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М., 2000.
Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. - М., 2004.
Лекция восьмая. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Художественная культура: сущность, особенности строения и функционирования
2. Современное пространство отношений искусства и потребителя
1. Художественная культура: сущность, особенности строения и функционирования
Художественная культура – это совокупность процессов и явлений духовно- практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
Социология культуры, формируя представление о социодинамике культурных процессов и явлений, способствует осмыслению общественного статуса художественного творчества и роли художественной культуры в процессах социализации и индивидуализации личности. В ситуации сближения аудитории и искусства именно социология культуры объективно воссоздает портрет общества.
Вспомним, что культура - это не какая-то отдельная частная форма общественной жизни, а общество в целом, взятое под определенным углом зрения именно в контексте развития человека как субъекта деятельности. Она реализуется в вещах, знаниях, навыках, нормах и правилах поведения, системе ценностей.
Можно сказать, что художественная культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных художественных плодов — (поскольку в искусстве духовная содержательность и материальная форма взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семиотический текст).
Для социологии культуры художественная культура – это совокупность общественных отношенийпо поводу производства,
распространения и потребления (освоения) художественных ценностей. Исторический процесс самоопределения искусства как специфического и самостоятельного культурного явления потребовал вычленения в культуре особой ее подсистемы, которая должна была создать оптимальные условия для автономной художественной деятельности:
• для способов создания произведений искусства;
• для их восприятия публикой;
• для их хранения, функционирования, изучения, оценки;
• для связи всех этих аспектов реальной жизни искусства в новых и постоянно меняющихся социокультурных условиях с другими сферами культуры и социальной практики.
Так сложилась в культуре особая ее подсистема – художественная культура общества.
Для эффективного функционирования искусства, оно должно быть обеспечено всей системой художественной культуры, т.е. той областью культуры, в рамках которой реализуется художественное творчество, организуется специальное образование и т.п. Другими словами, художественная культура структурно включает в себя:
1. собственно художественное творчество (как индивидуальное, так
и групповое);
2. его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной
продукции);
3. его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);
4. художественное образование и повышение квалификации
(включая практику творческих конкурсов);
5. организованную рефлексию процессов и результатов художественного творчества (художественная критика и пресса, различные области научного искусствознания);
6. эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);
7. реставрацию и сохранение художественного наследия;
8. техническую эстетику и дизайн (художественно оформленную продукцию утилитарного назначения);
9. художественно-творческую самодеятельность населения;
10. государственную политику в области искусства и ряд иных подсистем более частного порядка.[129]
Социокультурные функции искусства в значительной мере связаны
• с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на этой основе эталонных образцов ценностнонормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах;
• с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравственном аспекте социальный опыт человеческих взаимодействий, а также в искусственно конструированный нравственный опыт, выстроенный на основе придуманных образов жизненных коллизий;
• с задачей проектирования эстетически организованной (в пространственном, декоративном, интеллектуальном, эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами