Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 40 из 64)

Конечно, возникает вопрос: если сегодня нет оснований возлагать на искусство надежды на то, что оно представит своим читателям, слушателям, зрителям пути совершенствования мира, задаст образцы социально значимого поведения, то как уберечь потребителя от представленного ныне в произведениях жизненного негатива, перед которым так долго воздвигали разного рода барьеры на протяжении многих столетий существования искусства. Ведь если пласт искусства, позиционируемый как высокое, слагает с себя социальную ответственность, отказывается от моральных обязательств перед обществом, то чего ожидать от так называемого коммерческого искусства, которое собственно и пугает мыслящую общественность. Функционирование коммерческого искусства, которое еще рассматривают как одну из главных составных массовой культуры, обширнейшая тема для отдельного разговора. Мы же ее касаемся лишь применительно к рассматриваемой проблеме. Характеризуя в целом массовую культуру, отметим только, что согласны с мнением А.Захарова, считающего, что “понятие “массовая культура” не должно рассматриваться как оценочная, эстетическая категория. Это — не просто упрощенное или ухудшенное издание так называемой высокой культуры, а явление совершенно другого порядка... Относя то или иное явление к массовому искусству, мы характеризуем не его художественный уровень (который, в принципе, может быть достаточно высоким) и даже не культурнообразовательный уровень аудитории, для которой оно предназначено, а тот общественный способ, каким оно создается, распространяется и

используется”[134].

Одна из обсуждаемых в этом контексте проблем — приобщение молодого поколения к художественному наследию ушедших веков. Цель этого приобщения подразумевается как изначально благая. И действительно, разве можно усомниться в благотворности погружения в глубины художественного постижения жизни, мастерского воссоздания самых тонких психологических оттенков переживания человеком мира и себя в мире? Однако на пути к этому пиршеству духа возникает одна незадача. Ее можно проиллюстрировать на примере литературы ХІХ века. Общеизвестны ее достижения, нравственный потенциал, однако очень часто нынешним детям творения этой великой литературы не-ин-те-ре-сны.

Любые попытки свести взаимоотношения искусства и потребителя к схеме, позиции которой заданы извне, пусть даже с самыми благими намерениями, лишь отдаляют нас от цели. Необходимо собрать в единый концептуальный пучок данные многих дисциплин, занимающихся человеком, с одной стороны, и бытованием искусства в культуре и в обществе — с другой.

Что делать? Во-первых, преодолеть наконец инерцию представлений об искусстве как средстве манипулирования аудиторией. Отсюда произрастают нынешние коллизии вокруг обвинения искусства в деструктивном влиянии. Логика проста и незатейлива — хорошее искусство благотворно влияет на человека и на его образ жизни, плохое, соответственно, — плохо.

Во-вторых, необходимо для начала учитывать весь спектр детерминантов процесса восприятия произведения: и психологических потребностей в обращении к искусству, и социально-психологических факторов, определяющих сам процесс восприятия, и ценностных ориентаций личности, которые выступают фильтрами для информации, воплощенной в художественном послании, и многого другого. То есть речь идет о том, что необходимо рассматривать реципиента как полноценного участника процесса общения с искусством, который, на наш взгляд, сегодня главенствует во взаимодействии искусства и личности. Другими словами, сегодня сам потребитель задает параметры этого взаимодействия, а значит и влияния искусства.

В-третьих, следует учитывать, как нынешние условия бытования искусства и кардинально изменившиеся возможности его распространения определяют ценность общения с художественным произведением со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-четвертых, рассматривая жанровое разнообразие художественной продукции, нельзя ограничиваться распределением жанров по шкале “высокий/низкий”, а нужно видеть в каждом жанре его направленность на удовлетворение потребностей в гармонизации отношений человека с миром, особенно психологических потребностей, о которых мы знаем еще очень мало. Здесь следует учитывать опыт народной культуры, фольклора, в котором не было ничего нефункционального, не обеспечивающего стабильности, выживаемости сообщества. Как раз наличие в народном творчестве прообразов нынешних низких жанров, таких как фильмы ужасов, эротика и т.п., и обеспечивало выброс накопившейся отрицательной энергии, регулировало психологическое состояния членов сообщества.

Наверное, пора уже признать, что в нашем быстроменяющемся мире слово как фактор, догоняющий события, значит не много. Подрастающее поколение живет не в мире слов, а в виртуальном мире, мире образов.

Лекция девятая. СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ 1. Характерные особенности социодинамики культуры.

2. Многообразие социокультурных процессов.

3. Сущность модернизации и ее основные факторы.

4. Социодинамика российской культуры.

4.1. Парадигмы русской культуры.

4.2. Советская тоталитарная культура: становление и развитие.

4.3. Общая интенция развития культурной ситуации в России.

1. Характерные особенности социодинамики культуры

Понятие социокультурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в том числе такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие культурной динамики; вместе с тем оно менее определенно.

Социокультурная динамика проявляется, прежде всего, в культурных процессах. Речь идет о типических, универсальных по масштабам и устойчивых по своей повторяемости функциональных процедурах. Культурные процессы результируются в культурных событиях. В конечном счете, все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообщества и т.п.

Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою - состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени.

Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Динамика культуры — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его не следует путать с понятием «культурные изменения», которые предполагают любые трансформации в культуре.

Динамика культуры может реализовываться в следующих основных видах: а) поступательно-линейном и б) циклическом. Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы.

Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы культурных процессов.

В числе основных групп культурных процессов выделяются

следующие[135]:

1. Порождение культурных явлений:

а) генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способы обмена информацией и т.п. и их частичная институционализация;

б) превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов;

в) формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, их структуры и организации, системы социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира;

г) становление культурно-исторических типов социальной

организации сообществ.

2. Распространение культурных явлений:

а) социальная интеграция культурных форм в общественную практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и культурной деятельности;

б) расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в

практическую деятельность по использованию этих форм;

в) пространственная диффузия этих форм, расширение территории их

использования, заимствования их другими культурными системами и т.п.

3. Функционирование культурных явлений:

а) действия и взаимодействия людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов, потребностей и необходимостей, осуществляемые индивидуально и коллективно, конвенционально и в системе социальных институтов в виде опредмечивания культурных образцов в конкретных артефактах применения технологий и получения продуктов деятельности – жизнеобеспечивающих, природопреобразующих, инфраструктурных, технических, социально-организационных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, мироосмыслительных, художественных, оценочных и т.п.;