- индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той же «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых «перевертышей». Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденнообщедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опятьтаки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);
- индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность «подправить» свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
- индустрия интеллектуального и эстетического досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение «научно-популярное», интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научнопопулярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую «гуманитарную эрудицию» у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на «исправление нравов» посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа «просвещенческому» пафосу «прогресса через знание»;
- система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;
- разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях:
- всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей «с улицы», что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу «реестрового» построения знания[163].
Элитарная культура[164].
Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества либо считающим себя таковыми, отличается сравнительной углублённостью, сложностью, иногда изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус. Элитарная культура противопоставляет себя распространенным массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Вместе с тем, для элитарной культуры характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной. Высокий инновационный статус норм и ценностей элитарной культуры достигается различными средствами и способами:
• происходит освоение новых социальных и мысленных реалий как культурных явлений или, напротив, новое не принимается ради сохранения узкого круга консервативных ценностей и норм;
• разработка культурных явлений погружается в неожиданный ценностно-смысловой контекст, что придает их интерпретации неповторимый и даже исключительный смысл;
• создается нарочито усложненный комплекс культурной семантики (поле смыслов), требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
• вырабатывается особый культурный язык (код), доступный лишь узкому кругу ценителей и призванный затруднить коммуникацию, воздвигнуть непреодолимые преграды проданному мышлению, неспособному расшифровать смыслы элитарной культуры;
• субъективная, индивидуально-творческий интерпретация обычного и привычного призвана играть роль модели действительности, превращающейся в тайное, сакральное, эзотерическое знание, табуированное для остальных избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», ужесточает систему норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных». Количественное сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качественным ростом (в интеллектуальном, эстетическом, религиозном, этическом и иных отношений), а значит, происходит индивидуализация норм, ценностей, принципов и форм поведения членов элитарного сообщества. В этом смысле субкультура элиты по-своему уникальна.
Массовая же культура шаблонизирует, рутинизирует, профанирует достижения элитарной культуры, адаптируя их к восприятию и потреблению социокультурным большинством общества. В свою очередь, элитарная культура постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародируя ее или гротескно деформирует.
Элитарная культура, возникая в качестве оппозиции к массовой культуре, тем не менее, смыкается с ней. Это особенно хорошо видно на примере современной культурной ситуации. Компоненты массовой культуры, включенные в контекст элитарной культуры, становятся элементами элитарной культуры, и наоборот. В этом смысле массовая культура является своеобразным эрзац-продуктом элитарной культуры, не порождает собственных символов, а имитирует явления элитарной культуры, пользуется ее формами, смыслами и профессиональными навыками, нередко редуцируя их до уровня воспроизводимых стандартов обыденного понимания.
Но, по-видимому, существует непроходимая грань между элитарной и массовой культурой. Дело в том, что аудиовизуальность стала доминантой массовой культуры. В элитарной же культуре положение иное – ориентация (художественная и ли иная) оказывается вне-визуальной или сверхвизуальной, ибо ставит перед собой задачи, которые не могут быть решены в пределах зримого воспроизведения реальности. Массовая культура создает новое поле сил, которое искривляет пространство существования традиционных «высоких» форм культуры и искусства. Отныне они постоянно ощущают присутствие массовой культуры и вступают с ней в напряженные отношения отталкивания и притяжения, изоляции и смешения. Отсюда и своеобразное явление «массовизации» высокого искусства и «элитаризация» массовых его форм.