Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 56 из 64)

Многомерный мир общения, постоянно воспроизводимый, обновляющийся и развиваемый усилиями социальных субъектов, в ходе своей эволюции все чаще оказывается подверженным разнообразным деформациям. Безошибочным свидетельством наличия таковых в сфере общения выступает рост одиночества, приобретающего в современном мире глобальный характер. Однако человек в силу изначально присущей его натуре коммуникативной активности нейтрализует отрицательные воздействия, смягчает или преодолевает одиночество. Возникает феномен компенсаторного общения, производящего коррекцию, а зачастую и радикальное преобразование коммуникативного мира личности, что в свою очередь создает основу для последующих более глубоких и разноплановых изменений в ее индивидуальном и коллективном бытии. Между тем самоорганизация сферы общения посредством его компенсаторных проявлений зачастую складывается как стихийный процесс с непредсказуемыми результатами.

В настоящее время зафиксированы две основные тенденции в современных коммуникационных процессах: с одной стороны, это диалогическая, субъект-субъектная коммуникация, связанная со стремлением к партнерским формам общения, с другой – коммуникация субъектобъектная, ориентированная на получение коммерческой выгоды, завоевание узковедомственных или частных приоритетов и поэтому допускающая воздействие и манипуляцию, потакание вкусам нетребовательного большинства аудитории. Для устойчивого развития общества, конструктивного общения и взаимодействия людей, развития их коммуникативных навыков, связанных с умением понимать друг друга, социально целесообразными являются формы общения, ориентированные на диалог и взаимопонимание.

Уже появились понятия «полилога» (широкого обмена смыслами, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст), гипертекста и «интертекста» (взаимодействия между текстами). Тем самым компьютер благодаря самому понятию информационных сетей становится важнейшей составной частью глобального полилога, охватывающего в перспективе все человечество.

Очень важно то, что общение предполагает наличие:

а) определенного уровня компетентности,

б) достижение консенсуса,

в) соблюдение языковых норм.

Культурная компетентность (по А.Я.Флиеру[172]) означает ту условно достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида, которая позволяет ему

• свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде;

• знать и применять сумму правил, образцов, запретов, обычаев, этикетных установок и иных регулятивов поведения, вербальных и невербальных языков коммуникации, систему общепринятых символов, идеологических и ценностных ориентаций.

Компетентность проявляет себя в отношении к институциональным нормам социальной организации (социальным институтам, структурам и учреждениям), по отношению к конвенциональным нормам социокультурной регуляции (традициям, господствующей морали, ценностям и нормам), по отношению к образцам социальной престижности (моде, имиджу, стилю, социальным статусам), наконец, в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации.

Достижение консенсуса направлено на общую для всех участников коммуникации цель – понимание. Соблюдение языковых норм, т.е. полнота и свобода владения естественным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками этикета и церемониала и пр. В процессе коммуникации задействована языковая подсистема культуры: словесные, звукоинтонационные и жесто-мимическиме, изобразительно-пластические и абстрактно-архетектонические языки.

2. Аудиовизуальная культура и ее особенности

Экранная или аудиовизуальная («звукозрительная») культура — новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми - культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную). Экранная культура зарождается вместе с кинематографом в конце XIX в. и в течение ХХ в. становится основным механизмом формирования и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей. Речь идет об эволюционной цепи, которая тянется от письменной к экранной культуре.

Мы берем в руки книгу и видим, что, о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основано на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстраций дает уже некоторое новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства (в этом смысле языком «плоскостным»), эволюция которого накануне ХХ века приводит к рождению кинематографа, сумевшего передать реальную последовательность движения в замкнутом пространстве экрана. Итак, «ожившая» страница сменилась экраном, который затем с появлением телевидения пришел к нам в дом и стал, как книга, предметом домашней культуры. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность обратной связи с экраном. Видеокассета - то же запечатление фрагмента мировой культуры в «памяти квартиры», какое характерно для книги. В видеоварианте зрелищного искусства мы стоим перед порогом «новой книги», который экран компьютера спокойно перешагивает. При этом экран компьютера, его дисплей, становится как бы компьютерной страницей. Процесс миниатюризации и совершенствования средств вычислительной техники на наших глазах привел к тому, что персональный компьютер уже стал сначала большой (лэп-топ), а затем маленькой (палм) «книжкой», с которой мы можем вести диалог и которая отвечает нам как на языке экрана, так и с помощью синтезированного компьютером голоса.

Таким образом, «культура компьютерной страницы» есть не что иное, как трансформированная книжная культура, определенный итог эволюции книги. Компьютерная страница на наших глазах становится опорой не просто нового типа экранного искусства, а все более выступает как основа становления зрелой формы экранной культуры - новой историко-культурной целостности. В этом смысле экранная культура продолжает и развивает широчайшие возможности книжной культуры. И так же, как книга стала материальным носителем художественной, научной, сакральной и обыденной форм мировой культуры, так и компьютерная страница взрывным образом расширяет социокультурный диапазон использования экрана. Здесь широчайшие общекультурные возможности книги возводятся в степень наличием диалога и полилога (в том числе интерфейса человека и машины).

Таким образом, «экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью.

Родовое качество аудиовизуальной культуры заключено в определяющей зависимости ее от технических изобретений, их совершенствования и развития соответствующей индустрии. Структура на основе периодов скорее логическая, чем хронологическая, поскольку технические артефакты развиваются неравномерно, и соответствующая отрасль входит в пору зрелости по-разному - кинематограф создал новое искусство в форме немого кино значительно раньше, чем радио сумело завоевать сходные позиции, хотя «год рождения» у них один и тот же.

Период аудиовизуального синтеза связан с формированием немого кино и радио, с изобретением звукозаписи и мультипликации. Его кульминацией становится приход звука в кино, который завершил этап становления экранной культуры, и киноискусства в особенности, и способствовал взаимодействию кинематографа с различными формами театральных зрелищ и представлений. При этом традиционные художественные «ручные» инструменты (например, музыкальные) начинают постепенно замещаться более сложными механизмами, автоматическими аппаратами, которые лишают художника атрибутов авторства, а само произведение - «ауры» уникальности и неповторимости. Эта тенденция усиливается с развитием технических средств экранной культуры вплоть до настоящего времени.

Характеризуя аудиовизуальное, мы должны понять, в какой среде этот феномен появляется, как он взаимодействует со своими разнохарактерными соседями, как в результате этих взаимодействий формируется очевидная специфика и социокультурная предназначенность интересующего нас объекта.