Так или иначе, культурные институты (наряду с индивидуальным творчеством) представляют собой основные «мастерские» по производству и обеспечению культуры, и их организационная структура, характер деятельности и пр. мало чем отличаются от аналогичных характеристик любых других производств; разве что научно-технический прогресс здесь менее актуален, нежели развитие методов интеллектуально-образного познания мира и упорядочивания представлений о нем.
Учреждения культуры представляют собой общественную и государственную организацию с определенным штатом служащих и администрации, ведающими какой-либо областью культурной информации или активности, подчиненную, как правило, вышестоящим инстанциям. Ее деятельность, структура, цели, задачи и пр. определяются нормативными документами, инструкциями. Под комплексом учреждений культуры в данном случае понимается совокупность учреждений, занятых деятельностью, способствующей культурному росту человека, вне рамок научных и учебных заведений (издательства книжные, журнальные и газетные, радио, телевидение, кино, театры, включая филармонии, цирки и другие учреждения такого типа, клубы, библиотеки, музеи, парки культуры, стадионы и другие спортивные учреждения, включая спортплощадки, турбазы и другие учреждения, относящиеся к сфере туризма, физической культуры и спорта). Учреждения культуры при всей специфике и различной ведомственной принадлежности каждого из них образуют систему, однопорядковую со смежными системами народного образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок и др.
Объектом исследования выступает, таким образом, комплекс учреждений культуры в указанном выше широком (межведомственном) значении. Точно так же ставится вопрос о предмете исследования, т.е. о вероятных при существующих тенденциях и желательных по заданным критериям перспектив развития объекта.
Сложнее выглядит проблема исследования – социальная (степень соответствия исследуемого явления потребностям общества) и научная (степень соответствия определенной научной теории объективным закономерностям развития исследуемого явления). Если соответствие полное, то проблемы исследования нет, т.е. оно не актуально и проведение его (затрата сил и средств) нерациональны. Однако комплекс учреждений культуры, как и все социальные системы, нуждается в постоянном совершенствовании. Таким образом, налицо научная проблема. Это делает актуальным прогнозные разработки перспектив развития данного комплекса. Существующая система учреждений культуры в ее основных чертах сложилась несколько десятилетий назад, когда обстановка в стране была во многом иная. С тех пор эта система постоянно совершенствовалась. Научнотехническая революция и ее социальные последствия повысили требования к характеру и масштабам дальнейшего подъема уровня культурнопросветительской работы. Следует заметить, что полвека тому назад 4/5 населения страны проживало на селе. Если добавить сюда малые города и пригороды больших городов, где господствовал, по существу, тот же образ жизни, то пропорция дойдет до 9/10. И даже четверть века назад большинство населения оставалось сельским, а с пригородами и малыми городами образовывалось подавляющее большинство – до 2/3 жителей страны. Средний уровень образования этой основной массы населения не превышал объема начальной школы. Соответствующим был и уровень культурных запросов.
Типичным, а нередко и единственным учреждением культуры на всю округу была изба-читальня, выполнявшая функции клуба, библиотеки, киноконцертного «зала» и танцплощадки. Книги и газеты читались вслух для неграмотных и малограмотных. Радиорепродукторы вещали одну программу на всю квартиру или даже на всю сельскую площадь в расчете на ту же аудиторию. Телевидения не существовало совсем. Показ кинокартины был экстраординарным событием, случавшимся не чаще раза в месяц, а то и реже. У театров, которые при таких условиях были вне конкуренции, имелась сравнительно стабильная, но относительно узкая аудитория постоянных зрителей. Музей был просто достопримечательностью крупного города – учреждением культуры, обеспечивающим сохранение и передачу определенных культурных ценностей из поколения в поколение. Для подавляющего большинства населения посещение театра или музея было чрезвычайным событием. Городские парки культуры тоже имели сравнительно ограниченный круг посетителей со сравнительно невысокими запросами. Физкультурное движение, по сути, только зарождалось и ограничивалось в основном городами. Туризм любого вида являлся экзотикой, чуждой населению.
Сравните все это с существующим положением, когда почти 2/3 населения живет в городах (большей частью крупных и средних) и когда даже на селе люди стремятся к городским стереотипам культуры, когда введено всеобщее среднее образование и можно было бы ожидать повышения культурных запросов населения.
«Пропускная мощность» культуры возрастает, что выражается и в увеличении выпуска полиграфической продукции, росте мощности и числа радио- и телепрограмм. Однако наполняемость кинотеатров падает. Театры по разным причинам приближаются к такому же положению (речь идет, по крайней мере, о 10% театров); для подавляющего большинства (основной массы областных драмтеатров) проблема наполнения зрительного зала достаточно актуальна. От музея теперь требуется быть не только достопримечательностью города, обеспечивающей хранение и передачу культурных ценностей, но также объектом массового туризма, своеобразным «учебным кабинетом» для всех школ города и округи, художественной студией, научно-исследовательским просветительским учреждением культуры, выставочным залом и др.
Соответственно учреждения культуры становятся своеобразными проводниками различных совокупностей ценностно-нормативных систем, эталонов в виде культурных объектов или форм культурной активности, определяющих поведение человека, различные виды коллективных действий в соответствующих специально организованных ситуациях (зритель в музее, театре, слушатель в концертном зале, член клуба или самодеятельного объединения). Это область культуры, имеющая дело непосредственно с сохранением, ретрансляцией, модификацией культурных эталонов как общей и основной задачей всей своей деятельности. К таким учреждениям относят следующие их типы: театрально-зрелищные (театры, концертные организации), спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, библиотеки, клубы, музеи, парки и т.д.
2. Социальные функции учреждений культуры
С социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций. Под социальными функциями учреждений культуры понимается совокупность социальнозначимых проблем и задач, решаемых с их помощью в обществе или его отдельных частей.
В директивных документах (приказах, постановлениях, положениях о тех или иных учреждений культуры и т.д.), рекомендательных материалах, методических разработках функции учреждений культуры предстает через формулировки задач, целей этих учреждений, которые представляют собой иногда довольно пространные перечисления.
При этом множество разнопорядковых задач формулируются безлично, как бы по отношению к массовому уровню. С позиции личности они могли бы выглядеть иначе. Например, человек вряд ли идет сознательно в какоелибо учреждение культуры воспитываются, но, скорее, его привлекает возможность получить удовольствие от общения с искусством, любимыми исполнителями, от общения с друзьями, возможность узнать кто-то новое и т.д.
Можно выделить три блока функций, которые выполняют учреждения культуры по отношению к культуре, обществу и личности:
Вклад учреждений культуры в сохранении имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе, создание путей, средств, условий для их актуализации.
1. Роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам, формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.п., а также в культурной интеграции общества путем формирования, регулирования разделяемых ценностных представлений, социально приемлемых форм проведения досуга.
2. Возможность учреждений культуры по отношению к личности. Это – создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки, самовыражения личности для ее полноценного отдыха.
Эти блоки функций в реальном функционировании учреждений культуры тесно связаны друг с другом.
2. Типы учреждений культуры
Театрально-зрелищные учреждения культуры. Они включают в себе театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кинотеатры и главным образом ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов и норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с нею. Исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время как театральный спектакль, концерт, спортивное зрелище и т.д., представляет собой индивидуальные события.
По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую функцию, приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально значимых ситуаций. Важная и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющая определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков.