Блок функций, ориентированный на личность, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения.
Музеи. Эти учреждения культуры в документах, регулирующих их деятельность, как научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, по отношению к которым осознается относительное равновесие между функциональным блоком, ориентированным на актуализацию культурных ценностей – создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение, экспонирование музейных предметов, документов и пр. материалов и т.п.; и функциями социализации – образование, просвещение населения, разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред. Социальные функции выполняются специфическими музейными средствами, где первостепенную роль играет музейный предмет, подлинный документ, т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной, инонациональной и мировой культуры. Музеефикация охватывает различные сферы культуры: искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду. Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами - самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п.
Библиотеки, массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала.
Документы, регулирующие библиотечное дело (например, Положение о библиотечном деле в СССР, 1984 г.), законодательно определяют их как научно-информационные, культурно-просветительские и даже идеологические учреждения. Они являются связующим звеном в системе «книга – читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут т.н. мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным является не книжные фонды как таковые, а их использование читателями. Отсюда достаточно большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разностороннее информирование. Личностный функциональный блок как бы отодвинут на второй план. Это – создание условий для саморазвития человека, его самообразования, для содержательного проведения досуга, для развлечения. Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотек, но и от конкретной социокультурной ситуации, качества социальной среды.
Парк. Как учреждение культуры в целом, и, в частности, как ставший наиболее распространенным в стране за последние десятилетия парк культуры и отдыха, отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой. На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализированные функции. Это, прежде всего, рекреационно-оздоровительные направления, т.е. активный, оздоровительно-развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживанием социальных связей (гуляния, спортивные и пр. игры, праздники и т.д.). Социализирующие функции должны быть как бы вплетены с рекреационные процессы. Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру, декоративное оформление и т.д., а не предъявляются в форме прямого назидания, идеологически перегруженной наглядной агитации, лекционной пропаганды и пр., в изобилии культивировавшихся в недавнем прошлом.
Функция актуализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет аккумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде.
Клубные учреждения.[173] Как учреждения культуры, клубные учреждения полифункциональны. Сегодня они оказались в особенно сложном положении. Если другие учреждения культуры концентрируются на своем определенном предмете (музейной коллекции, книжном фонде, природной среде), то клуб работает на разной предметно-содержательной основе. Значительная часть его деятельности по сей день связана с воспроизведением форм деятельности других типов учреждений. Это демонстрация фильмов, спектаклей, концертов, лекционная работа (т.н. «прокатная» деятельность клубов). Относясь к блоку функций актуализации ценностного потенциала культуры, клубы дублируют другие учреждения культуры, в частности, принадлежащие к сфере профессионального искусства (театры, концертные залы и т.д.). Поэтому клубы попадают на периферию данного блока.
Изначально клуб формировался как общественная организация, объединяющая определенный круг людей для совместного времяпрепровождения, развлечений, общения и т.д. В России клуб долгие годы функционировал как государственное или ведомственное учреждение (например, профсоюзные клубные учреждения, клубы садоводов и пр.), создающие условия для реализации социокультурной активности населения, различных видов самодеятельности, в том числе художественной, реализации социально приемлемой и контролируемой досуговой деятельности, для публичного межличностного общения и пр. Однако такого рода функции, ориентированные на личность, обычно «угнетались», а то и вытеснялись установками на целенаправленное воспитание людей, их просвещение, обучение навыкам любительского творчества, включая художественное, которое составляет значительную часть клубной работы. Тем не менее по определению в клубном учреждении на первый план выносятся личностные и социализирующие функции.
Особый интерес представляют клубные формы молодежной самодеятельности. Клубная общность позволяет человеку удовлетворить такие сущностные потребности, как потребность в самовыражении, самоутверждении и самореализации; в доминировании и лидерстве; в смысле жизни и социально-психологической включенности, безопасности; в подчинении и покровительстве; в социально-психологической и этнокультурной идентичности и принадлежности. Сегодня эти типичные потребности (и проблемы) современного общества - разрушение традиционных социальных связей и механизмов социализации, тотальное одиночество - приводят к отчуждению и социальной изоляции личности и заставляют человека искать новые формы коллективности, в том числе и посредством обращения к древнейшей форме социальной кооперации людей, которой является клуб.
4. Культурная политика
Культурная политика (англ. эквивалент cultural policy) - понятие, использующееся с 1970-х преимущественно в социологии культуры и прикладных социальных исследованиях для определения роли и функций государственной власти в сфере культуры и искусства. Политический аспект культурной политики предполагает определение целей и приоритетов государства по сохранению культурного наследия, созданию условий для существования артистического сообщества (образование, награды, финансирование учреждений) и выработке критериев социальной приемлемости продуктов художественного творчества (цензура). Социальный аспект культурной политики близок политическому и предполагает политику равного доступа к культурным благам для населения, а также поддержку и сохранения культурной идентичности различных групп и сообществ. Институциональный аспект культурной политики включает создание и развитие государственных учреждений культуры (театры, музеи, галереи, кинопроизводство, книгоиздание и т.д.) в целях удовлетворения культурных запросов граждан. Экономический аспект культурной политики связан с использованием культурной привлекательности территорий для стимулирования деловой активности (туризм, сфера услуг и развлечений, транспорт и т.д.), а также с регулированием культурных индустрий (медиа, реклама, мода и т.д.) и рынка художественных ценностей. В международноправовом аспекте культурная политика осуществляется на уровне интернациональных проектов сохранения и развития культурного наследия, а также проблем правового регулирования перемещения художественных ценностей. Эстетический аспект культурной политики отражает позицию по отношению к власти и государству в художественном творчестве и артистическом сообществе ("художник и власть").
Культурная политика попала в зону пристального исследовательского интереса в социологии отчасти по политическим причинам. В Европе активная деятельность ЮНЕСКО и консолидация усилий правительств по сохранению и развитию культурного наследия Европы и других стран и сегодня аккумулирует значительные исследовательские ресурсы (центры исследований культурной политики работают в ряде университетов Великобритании, Франции, Германии), в том числе для выработки политических решений. В США, где уровень коммерциализации культуры значительно выше, принято считать, что правительство не имеет позиции по отношению к культуре (т.е. не проводит культурной политики), но содействует развитию мира искусств как необходимой составляющей здоровой демократической культуры. Тем не менее в США социология культурной политики занимает достойное (хотя несколько маргинальное) место в социальных науках (следует отметить масштабную программу социологических исследований культурной политики в Принстоне). В Советском Союзе прикладная социология культуры (сектор Института социологии АН СССР) уделяла особое внимание лонгитюдным оценкам потребностей (и уровня их удовлетворения) населения в культурных благах, что служило фактором выработки культурной политики.