[15] См. подр.: Философия культуры. Становление и развитие. - СПб, 1998. - С. 5-12.
[16] Содержательными определениями культуры, разработанными в этих науках пользуется широкий круг исследователей – Э.А.Орлова («Культурная (социальная) антропология». - М., 2004), Л.Г.Ионин («Социология культуры». – М., 2000), Б.С.Ерасов («Социальная культурология». - М., 1996) и другие.
[17] Кrоеber A.L. and К1uсkhohn C. The Concept of Culture. A Critical Review of Definitions, «Papers of the Peabody Museum», 1950, vol. XLI.
[18] См. подр.: Философия культуры. Становление и развитие - СПб., 1998. - С. 123-126.
[19] Манхейм К. О специфике культурно-социологического познания // Он же. Избранное: Социология культуры. – М.; СПб., 2000. – С. 252.
[20] Там же. С. 253.
[21] См.: Сорокина В.Н. Социология культуры в структуре культурологического знания // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года, Санкт-Петербург. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. Серия «Symposium». Выпуск 11. СПб, 2001. - С.203-205.
[22] См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - С. 34-35.
[23] Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – С. 364. 25 Там же. – С. 373-374.
[24] . 374-375.
[25] Там же. – С. 379.
[26] . 380.
[27] Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – С. 602-603.
[28] . 379.
[29] Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб, 2002. - С. 16.
[30] Цит. по: Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М., 1991. - С. 74-75.
[31] Цит. по: Куракин Д. Символические классификации и "Железная клетка": две перспективы теоретической социологии // Социологическое обозрение. Т.4. № 1. 2005. С.64.
[32] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М., 1991. -С.75-76.
[33] Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.. 2002. - С.497.
[34] Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Он же. Избранное. В 2 т. М., 1996. Т.1. С.495-496.
[35] Там же. С. 490.
[36] Там же. С.490.
[37] Зиммель Г. Указ. соч. - С.499-500.
[38] Хабермас Ю. Зиммель как диагност времени // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М.,1996. Т.2. С.545.
[39] См.: Орнатская Л.А. Науки о природе и науки о культуре: попытки синтеза // Методология гуманитарного знанияв перспективе XXI века. – СПб, 2001. С. 97.
[40] Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. - СПб: Университетская книга, 1999. 43 Там же.
[41] .
[42] Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб., 2000.- С. 466.
[43] . - С. 470. 47 . - . 471.
[44] Там же. - С. 252.
[45] .
[46] . – . 253.
[47] . – С. 256. 52 . – . 262.
[48] Манхейм К. Идеология и утопия // Он же. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С.9.
[49] Манхейм К. Идеология и утопия // Он же. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С.165-166.
[50] Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Он же. Избранное. Социология культуры. - СПб.,2000. - С.26.
[51] Манхейм К. Указ. соч. - С. 54.
[52] Манхейм К. Указ. соч. - С. 57.
[53] Манхейм К. О специфике культурно-социологического познания // Он же. Избранное. Социология культуры. - М.-СПб., 2000. - С. 239.
[54] Elias N. The Civilizing Process. Sociogenetic and Psychigenetic Investigations. L.; N.Y., 1978. V. 2. P. 229-235.
/Цит. по: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eras/16.php
[55] ПарсонсТ. О социальных системах. - М.: Академический проект. 2002. - С. 792-793.
[56] На протяжении нескольких лет по тому в год выходит "Социальная и культурная динамика" — беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд, превзошедший в этом смысле даже "Капитал" Маркса и "Трактат по общей социологии" В. Парето. Для завершения работ по гранту Сорокин вынужден был привлечь многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них был и Роберт Мертон) как в качестве соавторов, так и для сбора массового эмпирического материала, статистических подсчетов и технической обработки всякого рода источников и специальной литературы.
[57] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. – С. 190-194.
[58] Там же. – С. 200. 64 Там же.
[59] Там же. – С. 218.
[60] Там же. – С. 219.
[61] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М., 2006.
[62] Сорокин П. Кризис нашего времени// Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 431.
[63] Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.
[64] .
[65] Там же. С. 436.
[66] Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.
[67] .
[68] Там же. С. 49.
[69] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С.429. 74 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – С. 815.
[70] Там же. – С. 816. 76 Там же.
[71] Цивилизация (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие. В своем происхождении термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде.
[72] Рус. пер.: Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993; т. 2. – М.: Мысль, 1998.
[73] Адам Фергюсон (1723 -1816) — философ и историк, профессор моральной философии в Эдинбургском университете. Учитель Адама Смита. Свой главный труд «Опыты по истории гражданского общества»
(«Essay on the history of the civil society) Фергюсон опубликовал в 1766 г.
[74] Морган Льюис Генри (1818–1881), американский этнолог, теории которого об эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций 19 в. По мнению Моргана, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. Социальная жизнь человека началась с промискуитета и эволюционировала через ряд семейных форм к моногамии.
[75] Фридрих Энгельс (1820-1895) — мыслитель и общественно-политический деятель, основоположник марксизма (наряду с К. Марксом). В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) исследовал проблемы развития и разложения первобытного общества, в ходе чего поставил вопрос о возможности рассмотрения естественного воспроизводства (воспроизводства человека) как одного из двух (наряду со способом производства материальных благ) факторов, определявших эволюцию первобытной общины. Детально разработал концепции становления и происхождения семьи, классов и государства.
[76] Эдвард Бернетт Тэйлор (1832-1917) — выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии. Полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа, Тэйлор называл культурой. «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 18).
[77] См.: Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. – СПб: Петрополис, 2003.- С. 165.
[78] Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М.. 1992. – С. 41-43.
[79] См.: Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
[80] См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.- с.134-137.
[81] См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – С. 155. 91 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – С. 155.
[82] Там же. – С. 155-156. 93 Там же. – С. 150.
[83] Там же. – С. 151.
[84] Там же. – С. 152.
[85] Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. Гл. 6.
[86] Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С.233-238.
[87] Культурология: ХХ век: Словарь. – СПб. : Университетская книга, 1997. - С.508-511.
[88] См. подр.: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Глава 8.
[89] См.: Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб, 1997. – С. 97-98.
[90] Огборн (Ogburn) Уильям (1886-1959) - американский социолог. Один из создателей социологии науки и социологии техники. Доктор социологии, профессор. Автор книг: "Социальные изменения" (1922), "Социальные эффекты авиации" (1946), "Справочник по социологии" (1947, в соавторстве), "Техника и международные отношения" (1949, редактор) и др.