• Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе конце XVIII века начало XIX века.
• Общество мучительно переходило от средневекового сословно- монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни.
• Рушились религиозные эталоны истины, добра и красоты. Изменение мировоззрения так или иначе фиксировалось в структуре философского знания.
• Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. С возникновением государства человечество пыталась дать общественным отношениям более систематизированное толкование.
• Ответом на этот интерес к познанию социального мира послужили работы французского социолога Огюста Конта , который является основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
В широком смысле слова
Наука об обществе.
В обществе рассматривают:
- сферы жизни общества,
- глобальное мировое сообщество,
- национальное общество,
- традиционное общество,
- микрособщества ( группы,
семья, общественные
организации и т.д.)
В узком смысле слова
Личность в социальном взаимодействии, социальная жизнь людей.
• Любое исследование общества начинается с анализа личности, ее роль в исторической практики, ее социальные отношения, место в социальной структуре общества, социальные потребности, ценностные ориентации.
Качество «социального»
• Возникает из потребности людей необходимости жить, добывать пищу, защищаться от врагов, объединяться для совместных усилий.
• Люди объединяются в общности, где появляются качества личности, социальные интересы, нормы поведения.
• Отражение содержания и характер взаимодействия между субъектами как результат определения социальных ролей.
• Результат взаимодействия может быть выражен в культуре, духовной деятельности, оценка, Ориентация , поведение людей.
• Может быть духовные и материальные ценности общества, групп, личности.
• Социальное как внутреннее свойство присуще индивидам, общностям, формирование в процессе социализации и интеграции человека с обществом.
Система - упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.
Основные признаки социальных систем:
• качественная определенность,
• выделенность относительно среды существования,
• гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом,
• наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.
• социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.
Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:
• общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах.
Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма.
• отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.
• методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.
Это направление, называемое еще и макросоциологией, включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов и т.д.
Фундаментальные или общесоциологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения об единых для всех социальных структур законах поведения людей.
На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: философией, историей, политологией и др.
• Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества.
• Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований.
• На эмпирическом уровне социологи собирают многочисленные факты, сведения, мнения членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни..
Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества.
Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п.
В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются также собственные специфические определения и понятия.
Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории
• социальных институтов,
• теории социальных общностей,
• теории специализированных социальных процессов.
В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере развития социологии как науки.
Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.
Первый — демографический. Используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями.
Второй — психологический — объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей. Используется для изучения социализации личности, девиантного и преступного поведения и т. п.
Третий подход — коллективистский — применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т. д.
Четвертый — выявляет взаимоотношения — интеракционистский. Он
рассматривает общественную жизнь людей через их взаимодействие друг с другом, обусловленное социальными ролями.
Пятый — культурологический — применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила (законы, табу, обычаи, традиции) и общественные ценности (идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными для каждого члена общества). Так, если ценностью является личное благополучие, его защищают не только законы, но и обычаи, традиции.
Кроме основных подходов, выделенных
Н.Смелзером, можно также назвать:
•системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему — совокупность взаимосвязанных частей;
•сравнительный, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных контекстах;
•функциональный, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;
•структурный, изучающий социальные общности с позиций всестороннего исследования их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между ними и их динамики.
Отдельную группу составляют методы конкретного социологического исследования.
Одним из важнейших методов получения первичной информации является наблюдение.
Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования.
Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок -группы и т.д.
Наблюдение применяется также при изучении поведения
людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах,
когда действия индивидов и групп приобретают
«автоматизированный характер, а также в экстремальных
случаях для выявления типичных реакций людей на
чрезвычайные ситуации.
Наблюдение в социологическом исследовании может служить
для достижения различных целей,
Во-первых, оно может быть использовано в качестве