Смекни!
smekni.com

Социальные институты в современной России (стр. 2 из 3)

а) Воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) Хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) Сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) Духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на: супружеские, родительские, детские , межпоколенные и внутрипоколенные и т. д.

В настоящее время наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций семейных. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

2.2. Институты образования и науки

Обучение является фунда­ментальным процессом в жизни современного общества. Оно позволяет индиви­ду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способ­ностях, являющееся следствием опыта[4]. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социо­логи называют образованием.

Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учите­ля, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим стату­сам роли.

Школы имеют существенное функ­циональное значение для выживания и сохранения современного общества. Социализация молодежи осуществляется в них «естественным» путем.

Все общества придают индивидам независимо от их ка­честв и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современ­ные общества должны производить отбор молодежи для долж­ностей и профессий, требующих особых талантов. Институт об­разования, как правило, выполняет эту функцию, выступая по­средником в отборе индивидов для определенных типов профес­сиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу.

Но если когда-то университетский диплом давал человеку эли­тарный профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня он дает статус среднего клас­са с соответствующей ему оплатой труда. Несмотря на то, что население становится образованнее, относительное по­ложение различных групп в системе стратификации практически не меняется.

Наука — это сфера человеческой деятельности, основ­ной функцией которой является выработка и систематиза­ция общезначимых знаний о действительности[5].

В настоящее время практически нет ни одной сферы че­ловеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Жизнь современного об­щества в значительной мере зависит от успехов науки.

Предмет социологии науки — изучение сложного комп­лекса отношений, складывающихся как в рамках самой науч­ной деятельности, так и между наукой и другими областями общественной жизни[6].

Хотя современная наука невоз­можна без централизации, чрезмерная цен­трализация порождает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас ре­шение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предпола­гает поиск новых организационных форм. Наука как социальный институт становится важнейшим фак­тором социально-экономического развития любого нашего общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

По мнению американского социолога Р. Мертона, научное знание можно определить как эмпирически подтвержденные и логически согласованные утверждения, выражающие существование тех или иных регулярностей (и вследствие этого являющиеся предсказаниями). Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура техничес­ких и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию.

В России наука всегда была зависима от государства. Ис­торически сложилась противоречивая и во многом губитель­ная для ее развития ситуация. С одной стороны, следуя соб­ственным интересам, государство финансировало и поддержи­вало научные учреждения и ученых. С другой стороны, госу­дарственные структуры предпринимали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и ее права самостоятельно определять стандарты и нормы, направления и проблематику своей деятельности.

Наука в России представляет собой сферу деятельности, которая подвергается наибольшей опасности в процессе соци­альной ломки. Это связано с такими факторами:

1) почти полная государственная институциональность науки и научного образования, что делает эту сферу зависимой от государственной политики;

2) зависимость современных научных ис­следований и подготовки кадров от социально-экономическо­го заказа, что в условиях резких социальных изменений требу­ет быстрой переориентировки как в формах и содержании научной работы, так и в системе образования. Однако в силу естественной инерционности этих сфер и традиционно скуд­ного финансирования такие изменения затруднены;

3) существенное влияние на ход процессов в науке и об­разовании общей культурной атмосферы в обществе.

Разумная государственная политика в отношении науки и образования требует бережного отношения к уже достигнутым результатам, заботы о сохранении кадрового состава, своеобразного государственного протекционизма во взаимоотношениях с научной сферой в новых условиях ее су­ществования.

2.3. Институт религии

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое со­циальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном.

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувст­вах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следую­щие функции:

- Мировоззренческая функция. Религия дает от­веты на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

- Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на во­просы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

- Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разде­ляющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели

- Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей.

- Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведе­нием людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религи­озной общине.

- Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адап­тироваться к новой среде.

- Охранительная функция. Большинство религий оказывает под­держку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации. Церковь охра­няет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

- Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую на­столько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.