Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова”
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин
Семья как фактор социализации подростков
Курсовая работа
по социальной педагогике
студентки 3 курса специальности
050711 Социальная педагогика
Клинцовой Р.С.
Научный руководитель
Назмутдинова Е.С.
Абакан 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности социализации подростков
1.1.Понятие социализации 5
1.2Факторы социализации 11
1.3. Основные проблемы социализации подростка 18
Глава 2.Влияние семьи на социализацию подростков
2.1. Семья как фактор социализации подростков 22
2.2.Эмпирические исследования значения семьи в процессе социализации подростков 32
Заключение 38
Список литературы 40
Введение
Подростковый возраст – это сложный возраст, который отличается доминированием интереса подростка к самому себе – эгоцентризм. Особенностью также является – жизнь подростка не столько реальными интересами, сколько отдаленными идеальными, происходит разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Для подростков характерно чувство взрослости по отношению к себе, подросток считает себя взрослым, в то время как семья и окружающие люди не склонны так считать. Это вызывает наибольшие трудности социализации в подростковом возрасте, чем в другие возрастные периоды. Подростки испытывают кризис – глубокое противоречие внутри самого себя, возникает огромная возможность развивать внутреннюю рефлексию, внутренний самоанализ. Большое значение в процессе социализации подростков имеет семья.
Семья является одним из основных звеньев социализации подростков несмотря на то, что отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими изменениями в обществе. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Семья способствует – самовыражению, самовоспитанию подростков, т. к. она им создает условия для развития «самости».
В работах Л.С.Выготского рассмотрены аспекты социализации детей в условиях семьи, выделено понятие «социальная ситуация развития». Т.Шибутан рассматривая социализацию ввел понятие «диалоговое общение». Т.Дымнова отразила в работах зависимость социализации подростка от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. В исследовании А.Харчева подробно описаны функции семьи. Но недостаточно рассмотрено значение семьи в процессе социализации подростков, что и обуславливает актуальность данной темы.
Цель: рассмотреть семью как фактор социализации подростков, выявить роль семьи в процессе социализации подростков.
Объект: социализация подростков.
Предмет: семья как фактор социализации подростков.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие социализации.
2. Рассмотреть основные трудности процесса социализации подростков.
3.Проанализировать семью как фактор социализации подростка.
4.Определить степень влияния семьи на социализацию подростка.
Методологическая база:
1. Диспозиционная теория регуляции социального поведения В.Я.Ядовым;
2. Э.Гиддинс, М.Вебер определили процесс включения человека в общество;
3. Психоаналистическая концепция Бехтерева В.М., Кон И.С.;
4. Интеракционистская концепция Дж.Г. Мид, У.М. Уэнтворт;
5. Культорологическая концепция Л.С.Выготского.
Методы исследования:
- теоретический анализ процесса социализации подростков;
- опрос-анкетирование;
- статистическая обработка данных.
Глава 1. Проблемы современной социализации.
1.1. Понятие социализации.
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов.
Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Представляется существенным наличие следующих понятий в рамках экзистенциализма, прагматизма и диалектического материализма.
В системе взглядов прагматизма таковым, например, становится опы[20].
Так, автор «философии действия» Дж.Дьюи всю окружающую человека реальность отождествляет с «опытом» (Дьюи: 1999). Он полагает, что социальный опыт никогда не дан человеку изначально, как нечто определенное: все объекты познания формируются познавательными умениями и усилиями в ходе решения возникающих задач. Таким образом, «посредством деятельности», в процессе которой дети приобретают знания и навыки, требуемые для лучшего выполнения социальных задач, и в определенных социальных условиях происходит воспитание [6,с.181].
Для представителей экзистенциализма наиболее актуально понятие диалогового общения.
По Г.Марселю (Марсель: 1995), основная социальная деятельность, в которой происходит воспитание индивида, - диалоговое общение, а также творчество и самопереживание [11,с.46].
Философия диалектического и исторического материализма в качестве основы процесса воспитания как составляющей социализации выделяет социальную активность самого субъекта [20].
Наиболее четкое определение процесс включения человека в общество получил в рамках социологии, где было разработано понятие социализации, а также введены понятия институт социализации, агент социализации, социальное действие и др. (Э.Гиддингс, М.Вебер и др.)
В последнее время все более популярными становятся исследования процессов социализации в русле культурологических концепций, которые анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как «творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека», в ходе которого происходит преобразование природной предметности в социальную, самоутверждение человека в мире как активного, деятельного существа .
В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации и др.
Подвергая анализу процесс приобретения индивидом опыта, психология уделяет особое внимание внутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние на нее.
Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов . Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику. Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказывается связанными друг с другом. Для обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития [3].
По выделению различных механизмов социализации на междисциплинарном уровне можно выделить следующие концепции социализации:
- психоаналистическую,
- интеракционистскую,
- культурологическую.
В психоаналистической концепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.): процесс социализации понимается как усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей .
Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж. Г.Мид, У.М.Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий) (См. Мид: 2000), т.е. как интерсубъектный процесс [8,с.83].
Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных (созданных обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которые соответствуют определенному месту человека в группе и обществе.
Исходя из того, что социализация представляет собой сложный, состоящий из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс, авторы психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический, образно-символический, интеллектуально-концептуальный (См., например, К. Блага и М. Шебек (Блага и Шебек: 1991).
На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибок вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей.
На образно-символическом этапе образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последние приобретают значение символа.
Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что посредством символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением и приобретать новые значения через комбинации существующих значений.