Смекни!
smekni.com

Секты глобальная проблема современного общества (стр. 2 из 4)

Технология 25 кадра. Хотелось бы начать с того, что в телевидении это 26-й кадр, так как скорость движения пленки выше, чем в кино. Но сути это, конечно, не меняет. Скрытый, дополнительный кадр может менять поведение человека. И хотя формально использование этой технологии в России запрещено в статье 10 Закона «О рекламе» и Законом «О средствах массовой информации», нет никакой гарантии, что «25-й» кадр не используется, ибо проследить за этим достаточно сложно.

Нейролингвистическое программирование (НЛП). Хотелось бы более подробно остановиться на относительно молодом, но очень популярном и интригующем виде психологической практики и, как следствие, методе манипуляции, – нейролингвистическом программировании (НЛП). Нейролингвистическое программирование появилось недавно, и у него нет строгого определения. Одна из основателей Джудит Делозье, так дает определение НЛП: «Если бы я давала имя NLP (аббревиатура на английском), я бы расшифровала его как Now Lets Play», что означает «а теперь давай играть». То есть основная идея НЛП – это то, как делать серьезные вещи изящно, легко, играючи. НЛП исходит из того, что функционирование мышления человека в определенной степени напоминает работу компьютера в том смысле, что мышление человека программируемо. Весь вопрос в том, чтобы правильно сформулировать программу и сделать ее доступной сознанию и подсознанию человека.

Особенность манипуляции сознанием в сектах

Перед тем как рассматривать манипулятивные технологии используемые сектами, мы выявим объективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием. Почему тысячи образованных, умных и на вид благополучных людей позволяют втягивать себя в тысячи различных культов? Чем объяснить тотальный контроль над жизнью своих последователей, которым обладают псевдорелигиозные организации?

Тоталитарные секты вербуют своих членов очень эффективно. Но вопреки распространенным мифам, массовый гипноз, «промывание мозгов» и применение физической силы здесь не при чем. После громких скандалов и судебных разбирательств, многие крайности, свойственные прежним методикам «обращения», уже почти не используются. Гораздо чаще приемы психологического кодирования сочетаются с эффективными маркетинговыми методами и добротной рекламой.

Резкие изменения социально-экономических условий в России приводят к углублению стрессового состояния, что в свою очередь является причиной возрастания у граждан тревоги, растерянности, подталкивает к поиску быстрых решений. В психологических и социологических исследованиях выявлено, что в странах, где выше социальная, экономическая, политическая стабильность, реже встречаются психозы, в основе которых лежит внушение, среди населения менее распространена вера в магическое. Усиление веры человека в магические силы действует как защитный механизм для избавления его от повышенной тревоги.

Некоторые специалисты говорят, что в современном обществе очень распространен так называемый «вирус одиночества». Тинэйджеры, несчастливые супружеские пары, матери-одиночки, пожилые люди и работники крупных корпораций - сегодня все жалуются на социальную изоляцию. Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы повидаться с ними или просто позвонить им. Живущие под одной крышей супруги, каждый из которых занят своими делами, могут не общаться неделями.

Потребность в общности — это нечто большее, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями. Таким же образом, как человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, достойны его уважения, любви и преданности. Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами.

Сегодня чувство общности — это дефицит. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Его окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от наркотиков.

Культ продает и нечто значительно большее, чем чувство общности. Он также предлагает структурирование окружающей действительности. Американский психиатр Г. Сухдео пишет: «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь». Культ же регламентирует все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда зачинать детей, когда сеять и когда собирать урожай.

Делая вывод, можно сказать, что все культы используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. В отличие от институтов государства и общества, лидеры сект уделяют большое внимание тому, чтобы обращаемые и приверженцы могли удовлетворить эти потребности. В этом, видимо, и заключается секрет их успешности.

К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Недостаточно общественных институтов, которые успешно формировали бы такие ориентиры, удовлетворяли бы такие потребности. Государственное влияние на этот процесс скорее негативное, чем инициирующее.

Рассмотрим, как происходит манипуляция сознанием в тоталитарных сектах на стадии вербовки.

Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Например Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:

1. Технология "Step by step" — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку отдай нам свои деньги».

2.Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.

3.Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.

4.Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.

5.Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.

Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии — внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями.

Далее мы рассмотрим способ влияния на сознание человека в толпе, в обществе сектантов, когда туда попадает человек.

Чернышев В.М. описывает этот процесс следующим образом: «Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения».

Решающее значение в деле вербовки адептов имеет установление первого контакта. Конкретные приемы для вступления в первоначальный контакт могут быть такими:

1. Бесплатные брошюры и буклеты, прекрасно оформленные недорогие книги информационного, просветительского характера с небольшими отрывками о новом для вас движении, организации;

2. Бесплатное психологическое тестирование и предложение обсудить некоторые личные проблемы;

3. Предложение поговорить о жизненных проблемах и подсказать простые и быстрые способы их решения;

4. Предложение принять участие в экологическом форуме, гуманитарном семинаре, школе общения и т.п., адресованное лично вам.

Тоталитарная секта не доверяет такое важное дело, как вербовка, кому попало. Вербовщики, как правило, – обаятельные, располагающие к себе люди. Они умеют произвести приятное впечатление на окружающих. Умеют также показать свой интерес к человеку как личности, посочувствовать ему, утешить, успокоить, похвалить, подарить надежду пребывающим в унынии. Их задача – стать желанными собеседниками.

Затем предлагают религиозную, мистическую или оккультную литературу, привлекают к совместному провождению времени (пение, медитативная музыка и т.д.). Большие собрания людей неплохо режиссированы, в них умело вплетены магические моменты. В толпе у человека усиливаются древние стадные инстинкты, ослабевают разумная регуляция и критическое отношение к происходящему.