Смекни!
smekni.com

Секты глобальная проблема современного общества (стр. 3 из 4)

Если человек принял приглашение и пришел в группу, вербовщик уже сделал очень многое. Любому человеку трудно не поддаться групповому влиянию и давлению. Так устроена психика и это мы рассмотрели выше.

Когда человек приходит на собрание его погружают в атмосферу заботы и подчеркнутого внимания к его персоне, всячески стараясь внушить ему мысль, что он очень интересная личность и что с ним удивительно приятно общаться.

У новичка стремятся создать впечатление, что его окружают уважающие и понимающие его друзья, что организация – это его духовный дом, где его ждали и ему рады, будто ему исключительно повезло, что он попал сюда. На этой стадии тщательно скрываются истинные цели и мотивы секты. Скрытое психологическое воздействие на новичка старательно маскируется. Для закрепления доверия его подробнее знакомят с доктриной. Ему будут настойчиво внушать идею об оригинальности и спасительности этой доктрины, исключительности, уникальности организации, божественности ее лидера, которому Бог якобы одному открыл истину и доверил спасти людей (верных) от грядущей глобальной катастрофы. Для более подробного знакомства с доктриной, организацией, лидером ему предложат соответствующую литературу, участие в мероприятиях секты и т.п. Отныне процесс обработки новичка будет идти без остановки. Для того чтобы усилить воздействие и закрепить доверие, может использоваться особый культовый язык, создающий атмосферу конспиративности, секретности, таинственности.

Вторая стадия должна подготовить новичка к принятию доктрины секты и сформировать у него твердое желание стать полноправным членом организации (адептом). Уже на этой стадии идет открытое и скрытое психологическое и информационное воздействие, пока мягко и незаметно, чтобы не спугнуть новичка. Ибо если на этой стадии он вдруг прозреет сам или с помощью родителей, друзей, знакомых, то его еще можно практически без последствий «вынуть» из секты. Выйти из секты без последствий на третьей стадии невозможно, ибо здесь уже начинается изменение сознания неофита (новообращенного).

На третьей стадии игры с любовью, заботой и вниманием заканчиваются, поскольку в них больше нет нужды. Происходит изменение форм воздействия. Они становятся гораздо более жесткими, плотными, интенсивными. Но новичок чаще всего не замечает этих перемен. У него уже возник устойчивый интерес, доверие к организации. Начинается массированная внутренняя обработка, имеющая целью трансформацию психики и установление контроля над личностью неофита. На третьей стадии можно условно выделить три фазы, которые мы условно назовем «размораживание», реформирование (перепрограммирование) и «замораживание».

«Размораживание» имеет своей целью путем массированного физического и психического воздействия (открытого и скрытого) привести психику неофитов аморфное, диффузное, неустойчивое состояние. Только выведя психику человека из состояния равновесия, можно приступать к ее реформированию (перепрограммированию). В этой фазе («размораживание») решаются две тесно взаимосвязанных задачи: выведение сознания из состояния равновесия и блокировка его защитных механизмов, прежде всего, критического мышления.

Для решения первой задачи применяются следующие формы и методы воздействия:

1.Изоляция. Она призвана максимально сузить круг общения неофита, по возможности изолировать его от семьи и привычного круга друзей и знакомых и замкнуть его общение в рамках секты. Далее осуществляется информационная изоляция, отсечение всякой критической информации. Новичка снабжают только информацией, которую поставляет секта.

2.Ограничение сна. Под предлогом якобы необходимости интенсивных духовных упражнений для быстрого духовного роста и совершенствования сон ограничивается до 4-5 часов в сутки.

3.Строгая вегетарианская диета. Внушается мысль о необходимости очищения, ибо пища, дескать, может осквернять человека (прежде всего пища животного происхождения).

Для решения второй задачи, тесно связанной с первой, используются разработанные техники, «останавливающие» мышление. Как вору сначала необходимо отключить сигнализацию, чтобы проникнуть в охраняемое помещение, так и «духовным разбойникам» необходимо прежде отключить контрольно-критическую функцию мышления, чтобы проникнуть в подсознание неофита. Здесь тоже используются разнообразные приемы и методы, которые эффективно действуют с учетом того, что ограничением сна и питания новичок уже достаточно ослаблен физически и доведен до нужного состояния А его изоляция дает возможность приступать к «отключению сигнализации», не опасаясь нежелательного противодействия.

Очень эффективны здесь будут методы гипнотического воздействия. Необходимо отметить, что лидеры секты, как правило, обладают способностями к гипнозу. Для остановки мышления используются такие приемы, как монотонное говорение, пение, гудение, чтение мантр. Следующими методами будут индивидуальные и групповые медитации и «молитвы». К этому следует добавить массированное давление на органы чувств и на мышление в процессе интенсивных занятий в секте (семинары, аудио и видеозаписи, чтение литературы и т.п.). Причем все это осуществляется в комплексе, в одном массированном потоке, который обрушивается на психику неофита. Выдержать такой мощный натиск практически невозможно. В итоге психика новичка приводится в «плавающее», неустойчивое, диффузное состояние с «выключенными» механизмами защиты. Теперь наступает период второй фазы третьей стадии - реформирование. Здесь две взаимосвязанные задачи. Необходимо сначала добиться эрозии («вымывания») прежних ценностей, установок и представлений. Это вполне достижимо, так как психика неофита уже «разморожена», размягчена, приведена в аморфное состояние. Вторая задача — внедрение новых ценностей, установок и представлений. Это своеобразная переналадка, или перепрограммирование, сознания.

Следующий этап фазы реформирования — внедрение в сознание новичка новой системы ценностей. Находящемуся в состоянии беспомощности новичку бросают «спасательный круг» — новую систему ценностей, новую линию поведения, новый образ жизни. Причем новая система ценностей, новая матрица обосновывается не просто как замещение старой, а как нечто действительно спасительное, а потому — сверхценное. Если на этапе знакомства с сектой эти новые для него представления и ценности были просто интересной информацией, то теперь новичок их безоговорочно принимает, они становятся для него жизненными установками, без которых он теперь не может обойтись. Поэтому он счастлив, что избавился (с помощью новых друзей) от того хлама, который был в его голове, и приобрел нечто совершенно исключительное.

Итак, реформирование сознания, его перепрограммирование осуществлено. Теперь необходимо закрепить, законсервировать, заморозить произведенные изменения, что и достигается на третьей фазе — «замораживания». В этой фазе закрепляется контроль над сознанием и образом жизни новичка, который был установлен на основе размораживания и реформирования его психики. Формы такого закрепления («замораживания») можно условно подразделить на положительные и отрицательные.

Очень эффективным средством положительного закрепления является инициация (посвящение новичка в адепты, когда он становится полноправным членом организации, безгранично преданным и покорным культу и наставнику). Это, как правило, сопровождается определенными ритуалами, церемониями, клятвами и т.п. Часто символом такого посвящения становится новое культовое имя, которое получает новичок, становясь адептом. Новое имя, сама процедура инициации как бы проводят резкую грань между настоящим и прошлым. Происходит разрыв с прежними интересами, целями, ценностями, с семьей, прежними друзьями, работой и т.п. Все это теперь теряет ценность для адепта.

Помимо чувства безграничной преданности культу и лидеру, готовности слепо и беспрекословно выполнять приказы гуру, у адепта формируется чувство своей избранности (одна из форм позитивного закрепления, вызывающая радость, эйфорию). Принадлежность к культу рассматривается адептом как сверхценность, ради которой можно пожертвовать всем, даже жизнью. Поэтому с легкостью продаются в пользу секты квартиры, имущество, отдаются деньги и т.п.

Но одних положительных форм закрепления контроля над адептом недостаточно Положительные формы вызывают у адепта положительные эмоции. Отрицательные формы закрепления («замораживания»), наоборот, вызывают сильнейшие отрицательные эмоции — страх, чувство вины и т.п. Это гораздо сильнее и эффективнее позволяет лидерам контролировать сознание и поведение адепта и держать его в состоянии зависимости.

Лидеры культа умело поддерживают эти страхи в повседневной жизни секты. Они устанавливают строгие правила и запреты, манипулируют наказаниями и наградами (политика кнута и пряника), поощряют доносительство, устраивают публичные исповеди (у сайентологов есть даже специальный этический суд). Все это призвано поддерживать у адептов чувство постоянной вины на фоне сверх значимости декларируемых культом целей и ценностей. Члены секты должны стремиться быть достойными этих целей и ценностей, постоянно чувствовать, что в случае своего неправильного поведения, они могут легко все это потерять. Поэтому у них постоянно присутствует страх, в данном случае это не тот «стратегический» страх, который мы чуть выше рассмотрели. Это страх повседневный, будничный: страх нарушить правила, нормы поведения в группе и т.п. У них постоянно присутствует чувство вины и готовности безропотно понести заслуженное наказание в случае, если они не будут должным образом исполнять свои обязанности, мыслить, чувствовать и т.п.