Все это приводит к тому, что адепты попадают в тотальную зависимость (физическую, психологическую, финансовую) от секты и ее лидеров. Лидеры секты, превратив членов организации в зомби, и послушные орудия исполнения своей воли, используют их для достижения своих корыстных целей, среди которых на первое месте стоят власть (включая в перспективе и политическую власть) и финансовое могущество.
Вырваться из этой «мышеловки» чрезвычайно трудно. В исключительных случаях это может сделать сам сектант, если у него достаточно сильная воля и не до конца подавлено критическое мышление. Чаще всего это пытаются сделать родители и друзья сектанта, однако далеко не всегда успешно. Дело в том, что лидеры и сама секта будут этому всячески препятствовать.
Да и сам сектант, которого пытаются спасти, будет сопротивляться этому. В том случае, если все же ему удастся вырваться, следы пребывания в секте остаются надолго, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь.
Таким образом, пребывание в секте наносит труднопоправимый урон физическому и, главным образом, психическому здоровью человека. Секты покушаются не только на физическое и психическое здоровье человека, но и пытаются уничтожить в нем личность, лишить свободы, превратив его в зомби, биоробота (внутренняя деструктивность). Опасность этих сект состоит не только в их внутренней деструктивности (здоровье, личностное начало в человеке, его свобода), но и внешней — разрушение семейно-родственных, социальных и гражданских связей человека с окружающими его людьми. Ради секты по приказу гуру адепты готовы совершить любое преступление, те они становятся социально опасными людьми.
Последствия для человека и общества деятельности тоталитарных сект
Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных МинздравМедПрому России научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и Московской НИИ психиатрии.
На основании анализа писем и заявлений, направленных в Комитет РФ по спасению молодежи от тоталитарных сект, в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД России и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшим после пребывания в секте, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект комиссия пришла к следующим выводам:
1. деятельность организаций «Белое братство», «Богородичный центр», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны», «Церковь сайентологии» и т.п. сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности;
2. наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний и для прекращения детородных функций человека;
3. возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства;
4. деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями развития личности, приводя к возникновению у них более тяжелых психических нарушений;
5. деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации;
6. ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массированных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций;
7. деятельность учредителей вышеуказанных религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит статье 17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Крайне опасно воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов, так как вероучения ряда сект призывают к ограничениям при госпитализации и пользовании медицинской помощью.
Псевдорелигиозные тоталитарные секты крайне опасны еще и потому, что одной стороной они срастаются с преступным миром, и так бывает часто. Другой стороной они ищут себе лоббистов в политических организациях, в общественных организациях и проникают во власть. Они являются той опасной средой, которая контактирует с экстремистки настроенной молодежью. Например, сейчас неоязычество проникло в среду скинхедов, в среду футбольных фанатов, и появляется совершенно новая опасная агрессивная антихристианская военизированная молодежь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В любые исторические времена находились люди, предрасположенные к тому, чтобы оказаться под влиянием харизматического лидера и идти за ним хоть на край света. Но не следует забывать и о противоположном – были и будут люди с неприятием любого культа, не поддающиеся обаянию харизмы.
Итак, распространению деструктивных культов способствует целый ряд субъективных и объективных факторов. К последним следует отнести современные социально-экономические условия России. Существенными субъективными факторами пониженной сопротивляемости личности к манипулированию сознанием являются мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни, склонность находить простые решения сложных проблем.
Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает коррекция его психического состояния. Вербовщики вызывают у индивида переживания эмоционального комфорта, удовлетворенность тем, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее недоставало.
Удержать людей под культовым влиянием позволяют: жесткое ограничение потоков информации из внешнего мира и регламентация поведения, сводящие к минимуму свободное время адептов и исключающие возможность их критического осмысления происходящего; групповое давление и разрыв прежних межличностных связей.
Нахождение в деструктивном культе приводит к стиранию индивидуальности, снижению жизнестойкости, появлению всех признаков зависимого расстройства личности, указанных для этого вида расстройства в Международной классификации болезней (10-й пересмотр).
Сознание приверженца тоталитарной секты деформировано – события прошлого и настоящего отражены в нем фрагментарно, фокус сектантского сознания перемещен в будущее. Все эти сдвиги сходны с определенным типом невротических изменений сознания.
Запретить секты невозможно – они были, есть и будут. Но совершенно необходимо создать как в Германии, Швейцарии, Франции и других европейских странах механизмы противодействия псевдорелигиозным тоталитарным сектам. Необходимо также создать такую атмосферу в обществе, вести такую государственную политику и миссионерскую, просветительскую деятельность традиционных религий, чтобы люди не искали «утешения» своим страждущим душам в сектах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев, В. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб.: Питер, 2001.
2. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Москва, 2005.
3. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
4. Осипов, А.И. Тоталитарные секты: технология обмана / А.И. Осипов. – Мн.: Изд-во «Белорусский Экзархат – Белорусская Православная Церковь», 2004.
5. Чернышев, В.М. Сектоведение. – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006.