*цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получивших выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства, практических и духовных ценностях;
* культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил…, передаваемых из поколения в поколение
2. Заполните таблицу: «Классификации цивилизаций»
Критерии классификации | Примеры |
По эпохам: | античная, средневековая, современная цивилизация |
По географическому признаку: | |
христианская, мусульманская (исламская) и т.д. | |
По степени социального и культурного развития, технических достижений |
3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, ее неповторимое своеобразие, ученые относят:
- географическую (или природную) среду;
- систему ведения ______________;
- социальную __________________;
- религию (или идеологию, возведенную в ранг религии);
- _____________ ценности;
- политико-правовую систему.
- менталитет (менталитет – это совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или обществу в целом).
4. Заполните таблицу
«Особенности менталитета российского общества»
Особенности менталитета российского общества | Примеры |
Взрывной характер русской истории и культуры | - "0, бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится!" Ф. Тютчев;- "Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Была ли ты? Есть или нет?Омут... Стремнина ...головокруженье...Бездна... безумие... бред..." М. Волошин. Неопалимая купина. |
- "Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не боролся с властью и, главное, - никогда не участвовал в ней, не развращался участием в ней. Русский человек всегда смотрел на власть, как на зло, от которого человек должен устраняться..." Л.Н. Толстой- "Российский нрав прославлен в мире, его исследуют везде.Он так диковинно обширен, что сам тоскует по узде" И. Губерман;- "...История страны - единый, непрерывный процесс, где главными действующими силами выступают государство и самодержавный государь. От государя шли и к государю сводились все главные явления жизни" В.О. Ключевский. | |
Русский - человек общины. Община - его защита, средство выживания. Смирение - слияние с "миром", с общиной, коллективом. Отрицание личности одного человека (быть "как все", "не высовываться"). Стремление к уравниловке. Жизнь воспринимается как долг. Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых: монотонный крестьянский труд "сдабривался " плясками, пением, дракой, пьянкой. Русский человек, веками не знавший частной собственности, слабо различает "мое" и "не мое". | |
Особое отношение к труду; вопрос о "русской лени" | |
Патернализм | Общинность порождает психологию "мне должны", "мне обязаны". Вспомним Некрасова: "вот приедет барин, барин нас рассудит" Самодержец в России воспринимался как защитник, "царь - батюшка". Эта особенность присуща странам со слаборазвитыми гражданскими институтами. |
- "Россия - особый мир, покорный воле ... одного человека - именуется он Петром или Иваном, не в этом дело: во всех случаях одинаково, это - олицетворение произвола... Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешными, мы ждем всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Каждый из нас – маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый" П.Я. Чаадаев. | |
Аскетический идеал | - "Самая высшая свобода - не копить и не обеспечивать себя деньгами; а разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить" Ф.М. Достоевский;- "В России вся собственность выросла из "выпросил" или "обобрал". Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается" В.В. Розанов;- Богатые люди в фольклоре - глупцы, которых обманывает хитрый и умный бедняк. Положительный герой сказок - обездоленный младший сын, сиротинушка, падчерица, преуспевающие с помощью волшебных. сил;- Идеал русских - Христос, страдающий за людей; юродивый |
Экстенсивный характер развития русского общества и государства | - "Холодно, странничек, холодно".Голодно, странничек, голодно" Н.А. Некрасов;- "Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этого пространства" Н. Бердяев |
Эсхатолизм (эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека) | Эсхатологический тип сознания ждет конца света. Жизнь ради будущего, вера в "спасение", ожидание "мессии", который спасет народ |
Мироотреченная традиция | Восприятие существующего мира как несовершенного. Все помыслы - о будущем. "Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья!", "Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет", "Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть..." |
Отношение к Востоку спокойное, иногда равнодушное, иногда покровительственное, иногдалюбующееся.Отношение к Западу активное. Активная нелюбовь, доходящая до ненависти, или активная"любовь", стремящаяся к наиболее полному подражанию. Стремление перенять технологию,но не идеологию. | |
- "Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой - нибудь важный урок" П.Я. Чаадаев;- Две силы - Восток и Запад - исчерпали себя. Третья сила - славянский мир, во главе с Россией, даст жизнь и обновление двум первым. |
* Основные понятия темы:
аскетизм - ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества.
мессианство - право на особый путь развития.
эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека.
экстенсивный - понятие, связанное с количественными показателями, а не качественными.
патернализм - представление о том, что в этом мире, кто-то, но не я, несет ответственность за происходящее: надежда на Бога, «царя - батюшку», «барина»...
5. Прочитайте высказывания иностранцев и ответьте на вопрос, что общего в их рассуждениях о русских обычаях, культуре общения. Что им кажется необычным, почему?
Иностранцы о русских:
Американцы о русских (Л. Нельсон, профессор социологии):
"Не перестает удивлять глубинная склонность русской культуры к коллективизму"
"Русские предпочитают обсуждать проблемы, а не решать их"
"В московском метро взрослые делают замечания чужим детям за незначительные нарушения правил
поведения в обществе"
Испанцы о русских (Хуан Кабо, путешественник):
"При первом контакте с русскими, особенно на улице, нарываешься на грубость, даже хамство. В то же время, удивляет их мягкость и сердечность, при более тесном общении"
Японцы о русских (Ю. Камэяна, публицист):
"В фильмах А. Тарковского главные герои обязательно шлепают по лужам, в то время как иностранцы
обязательно их обходят. Что это? Сопротивление? Протест? Или что-то другое?"
"Разговаривая, иностранцы просто обмениваются информацией. Однако с русскими обмениваешься не
просто информацией, происходит душевное общение, даже в обычных будничных сценах..."
6. Напишите сочинение - рассуждение на тему: "В чем жизненность российской цивилизации?"
1. Прочитайте и осмыслите определения, которые представлены в таблице. Основываясь на данной информации, сформулируйте собственные определения.
Понятие | Определение | Собственное определение |
Познание | общественно исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий | |
Знание | проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека | |
Сенсуализм | учение, признающее ощущение основой достоверного познания | |
Рационализм | философское направление, признающее разум основой и главной формой познания | |
Исследование | процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей | |
Истина | это верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика | |
Практика | специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная деятельность | |
Дедукция | цепь умозаключений (рассуждений), в результате которых из общих знаний человек получает конкретное знание | |
Индукция | Умозаключение от фактов к общему утверждению | |
Гипотеза | (с греч.- предположение) – система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается выводо существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным | |
Фантазия | (с греч. - воображение) – творческое воображение, мечты, выдумка, нечто неправдоподобное |
2. Какие методы исследования потребуются для того, чтобы определить: