Смекни!
smekni.com

Идентичность и этнические установки Русских в своей и иноэтнической среде (стр. 1 из 4)

Л. М. ДРОБИЖЕВА

ДРОБИЖЕВА Леокадия Михайловна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН (E-mail: drobizheva@yandex.ru)

Аннотация. Рассматриваются основные изменения в государственно-гражданской и этнической идентичности и межэтнических установках русских в 1990-е гг. и 2000-е гг. Показана динамика в соотношении российской и этнической идентичностей русских в разных социально-культурных средах и этнополитических условиях, раскрыты особенности межэтнических установок русского населения в областях и республиках РФ.

Ключевые слова: российская идентичность, государственно-гражданская идентичность, этническая идентичность, этническая солидарность, межэтнические установки, межэтническая консолидация

Социологическому изучению гражданской и этнической идентичности русских, всех россиян посвящено

немало исследований. В них рассматривались тенденции формирования гражданской идентичности,

соотношение ее с этнической, региональной идентичностью, их функции, а также позитивные и негативные

проявления [1]. В статье подводятся некоторые итоги изучения наиболее актуальных проблем и сравнений

идентичностей и установок русских в областях и республиках.

О понимании государственно-гражданской и этнической идентичности

Понятие "государственно-гражданская" или "национально-гражданская идентичность" включает в себя

отождествление с гражданами страны, представление об этом сообществе, ответственность за него,

понимание интересов, а также переживаемые в связи с этим чувства (гордость, обиды, разочарование или

энтузиазм и готовность к рефлексии). Это понятие достаточно ново для отечественной публичной сферы и

научной литературы. В России исторически сложилось понимании нации в этнокультурном значении.

Только в последнее время стали часто употреблять такие термины, как "государственная идентичность",

"россияне", "российская идентичность". В политический и научный дискурс стала входить трактовка нации

как граждан государства, аналогично тому, как это сложилось во Франции, Великобритании, США. Однако

для многих россиян понимание нации как гражданской общности не привычно, тем более, что

гражданское общество только складывается и представления о нем в массовом сознании разные. Между

тем понятие государственной общности как граждан страны широко распространено, и наши

респонденты вполне могут ответить на вопрос об идентификации себя с этой общностью. То, как

постепенно формируется не просто государственная идентичность, но и элементы гражданской

идентичности, будет показано ниже.

Что касается этнической идентичности, то она трактуется нами как сознание общности людей,

базирующееся на представлениях о своей национальности, языке, культуре, истории, территории,

интересах, эмоциональном отношении к ним и при определенных условиях готовности действовать во имя

этих представлений. В усло-

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант N 09 - 03 - 00114а)

стр. 49 виях глобализации этническую идентичность часто интерпретируют как проявление традиционализма, "она

родом из прошлого", тогда как гражданскую - связывают с современностью. Но история дает нам примеры,

когда современная гражданская идентичность оказывается тесно сопряженной с этнической

идентичностью (Литва, Эстония и др. страны). Последнее десятилетие XX в. и первое XXI в. преподнесли

много своеобразного в процессах распада прежних и формировании новых солидарностей и идентичностей

в России, которые требуют научного анализа и осмысления.

У русских кардинальные перемены в соотношении государственно-гражданской и этнической

идентичностей, проходившие за последние двадцать лет, отличаются особенностями, являющимися

отражением исторических событий в стране. Постараемся выявить наиболее важные тенденции в этих

переменах, опираясь на данные этносоциологических исследований по проектам: "Посткоммунистический

национализм, этническое самосознание и регулирование конфликтов" (1993 - 1996); "Социальное

неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации" (1999 - 2002)

(осуществились в Татарстане, Саха (Якутии), Башкортостане, а в 1993 - 1996 гг. в Туве и Северной Осетии

[2]; "Российская идентичность: потенциал формирования в Москве и регионах" (2007 - 2008) [3]; "Будущее

России. Социально-культурная сфера" (реализован вместе с межрегиональными Институтами

общественных наук (МИОНами) в Воронеже, Свердловской, Новгородской, Томской областях, Бурятии)

[4]. Везде выделялись - русские и титульная национальность (в Москве русские и другие национальности).

Анализ эмпирических данных проводился с использованием программ SPSS. К анализу привлекались

также результаты опросов ВЦИОМ (впоследствии Левада-Центр), "Европейского социального

исследования" в 2006 г. (ESS).

Заметим, что выбор идентичности респондент делает на основе свободного осознания. По С. Московичи,

наше сознание организовано по типу идентификационной матрицы, где имеется множество идентификаций

(возрастная, половая, семейная, профессиональная, гражданская, этническая, религиозная и др.). Среди них

выделяют наиболее значимые (ведущие, базисные). Такую классификацию использовали в российско-

польском исследовании В. А. Ядов и Е. Н. Данилова. Аналогично поступили и мы. При этом выясняли у

респондентов степень "выраженности", "акцентированности" идентичности [5]. В ряде исследований

делали попытку измерить, например, степень общегосударственной идентичности в сравнении с локальной

принадлежностью (субъект федерации). Тогда вопрос ставился в такой форме: "Кем вы себя чувствуете в

большей мере? Только россиянином; преимущественно россиянином; только татарстанцем;

преимущественно татарстанцем; тем и другим, но больше татарстанцем; тем и другим, но больше

россиянином?" Оказалось, что рассматриваемые идентичности не являются статичными и одномерными,

меняются их иерархия и смысловое наполнение.

Тенденции в изменении иерархии идентичностей

Наши исследования, проводившиеся в 1990-е годы и в первое десятилетие XXI в., достаточно четко

зафиксировали две тенденции - роста сначала этнической, а затем государственно-гражданской

идентичности и изменения в иерархии идентичностей. Прежде всего это проявилось у русских, живущих в

районах с доминирующим русским населением. Российская государственно-гражданская идентичность

стала у них приоритетной в сравнении с этнической.

Произошло это исторически достаточно быстро. Еще в 1992 г., когда сотрудники Отдела этносоциологии

Института этнологии и антропологии РАН проводили опрос в Москве, всего четверть русских-москвичей

идентифицировали себя как россиян. Для массы населения тогда такое наименование себя было

непривычным. Ведь еще совсем недавно они были "граждане СССР". В марте 1991 г. так себя

идентифицировали - 63 - 66% респондентов [6]. По данным исследований, проведенных под руководством

Ю. В. Арутюняна в Эстонии, Грузии и Молдавии в 1980-е годы, до 80% русских называли себя, прежде

всего, гражданами СССР.

стр. 50 Таблица 1

Динамика российской и республиканской компоненты идентичности русских. Распределение

ответов на вопрос: "Кем Вы себя чувствуете в большей мере?" (в % к числу опрошенных) (1994 - 2002

гг.)

Виды идентичности 1994 2002

Русские Татарстана

Только российская и преимущественно российская идентичность* 35,2 45,9

Паритетная республиканско-российская идентичность** 35 26

Русские Саха (Якутия)

Только российская и преимущественно российская идентичность* 23 60,7

Паритетная республиканско-российская идентичность** 37,3 21,8

Примечание: * сумма ответов "только россиянином" и "и тем, и другим, но больше россиянином";

** ответ "и тем, и другим в равной мере"

Когда СССР не стало, этническая идентичность оставалась как бы неизменным островом, ибо иные

идентичности (социально-статусные и др.) менялись очень быстро. По результатам исследования В. А.

Ядова и Е. Н. Даниловой в 1998 г. с представителями своей нации идентифицировали себя не менее 90%

респондентов, а 63,8% ответили, что так себя считали часто. С россиянами же тогда идентифицировали

50,8% [7]. В целом российская гражданская идентичность была уже достаточно распространенной, но

меньше, чем этническая. То же самое мы фиксировали в исследованиях 1990-х гг. в Татарстане, Саха

(Якутии), Туве и областях - Оренбургской, Магаданской [8]. Это вполне объяснимо: государственная

идентичность в СССР была связана с формальными институтами, и, когда они рухнули и разрушились

символы "великой державы, "первого в мире социалистического отечества", указанная идентичность

потеряла опору. Новая государственная идентичность только начинала формироваться. В обстановке

фрустраций, связанных с распадом Советского Союза, с переменами в социальной структуре, активизацией

национальных движений, опорой становились идентичности, базировавшиеся на чем-то "неизменном",

привычном - этнические, региональные.

У русских восстановление государственно-гражданской идентичности в сравнении с другими народами

России шло быстрее, а, главное, она становилась более выраженной ("неразмытой", как выражаются

психологи). В нашем исследовании 2006 г. в Воронежской, Саратовской, Калининградской, Томской,

Свердловской областях, Приморском крае - территориях с доминирующим русским населением - с

"россиянами" идентифицировали себя 76 - 80% опрошенных. Доля русских с акцентированной

государственной идентичностью в республиках тоже увеличивалась, и очень значительно - в 1,5 - 2 раза