Смекни!
smekni.com

Социологические исследования библиотечной профессии в библиотечном деле США (стр. 2 из 4)

– возраст;

– образовательные достижения отца, матери и супруга;

– профессиональный статус отца и супруга;

– степень магистра;

– продолжение образования;

– время принятия решения стать библиотекарем;

– уровень положения;

– наставники;

– активность в профессиональных ассоциациях.

Автор суммирует свои находки в статье «Разница по полу: Администраторы академических библиотек», опубликованном в журнале «Библиотечные тенденции».

Два исследования: «Гендерный пробел в библиотечном образовании» и «Гендерный пробел в библиотечном образовании и публикациях», оба появились в «Журнале образования для библиотечной и информационной науки».

Первое сообщает об исследовании, которое показывает, что в преподавании каталогизации/классификации в библиотечной школе доминируют женщины. Второе показывает, что в публикациях той же самой тематической направленности также доминируют женщины, в той же пропорции. Хотя сосредоточение полов в определенной библиотечной преподаваемой специальности не обязательно отражает традиционные социальные и гендерные роли женщин и мужчин.

Вторая статья представляет некоторые косвенные данные более широкого интереса, включая:

– гендерные соотношения в преподавательском составе библиотечной школы;

– гендерные соотношения в 31 преподаваемой специальности (в 4 предметах доминируют женщины, в 8 – мужчины);

– гендерные соотношения среди авторов журнальных статей.

Исследование Грейнера «Сравнительное изучение модели карьерного развития мужчин и женщин — библиотечных администраторов в крупных публичных библиотеках» в противоречии с заголовком сосредотачивается на зарплатах.

Таблицы, составленные из опроса 321 директоров публичных библиотек, обслуживающих население 100 и более тысяч, обобщили распределение по полу и зарплате в соотношении с научной степенью и с карьерными прерываниями; оперативным бюджетом и материальными коллекциями (фондами) библиотек.

Исследование Ван Хауса «Определение зарплаты и профессиональная сегрегация среди библиотекарей» (Американский библиотечный ежеквартальник) — это, фактически, изучение библиотечной оплаты труда. Цель: идентифицировать характеристики, которые определяют зарплату («заработная функция»), и использовать эту функцию для проверки гипотезы, объясняющей большое количество женщин в профессии, и пропорции распределения в разных типах библиотек.

Автор находит, что женщины — школьные библиотекари в результате вознаграждены, наконец, за их профессиональные достижения, а мужчины — академические библиотекари зарабатывают больше всех. Зарплата мужчин в академических и публичных библиотеках различается значительно, в то время как зарплата женщин в тех же библиотеках различается меньше. Часто слышимое утверждение, что женщины поставлены в невыгодное положение перерывами в карьере (результат семейной ответственности), не подтверждается. Женщины-библиотекари не расположены к долгим отпускам или другим перерывам в карьере; огромное их количество в действительности не замужем или бездетны.

Детлефсен и Олсон представляют другое интересное, но чрезвычайно специализированное исследование: «Библиотекарь увольняющийся: Кто покидает свою профессию». Это попытка сравнить тех, кто покидает библиотечную профессию с теми, кто в ней остается. Авторы заключают, что те, кто остается, – по большей части женщины с гуманитарным образованием. Тип сотрудников, наиболее часто покидающих библиотечную профессию, – мужчины, закончившие библиотечную школу.

Еще одно исследование, «Академические и публичные библиотекари: Данные по расе, этносу и полу», является вслед за исследованием «Кадровые ресурсы библиотек» наиболее важным статистическим резюме, появившимся в последнее десятилетие. Было три издания, все опубликованы службой ресурсов библиотечного персонала Американской библиотечной ассоциации, хотя первое было названо «Расовая, этническая и гендерная составляющие библиотечного персонала в академических и публичных библиотеках» (публикации данных 1981, 1986 и 1996г.)

Служба ресурсов библиотечного персонала собрала данные по американским академическим и публичным библиотекам (исключая кольные и специальные библиотеки), чтобы продемонстрировать расположение библиотекарей по расе, полу, типу библиотеки и положению в библиотеке. Это также таблицы расового распределения библиотекарей внутри библиотек разных типов и сравнение расового состава выпускников библиотечной школы с составом работающих библиотекарей и владельцами незавершенных степеней (выпускники последних курсов).

Методология становится более впечатляющей с каждым изданием. В 1991 анкета была послана 1409 директорам библиотек, из которых 1167 (ранг возврата 83%) вернулись с данными о более чем 2300 библиотекарей – почти одна шестая профессии. Оно также становится более коротким – от 52 страниц в 1981 г., 34 страницы и 15 таблиц в 1986 г., к 7 таблицам и 4 страницам в 1996году, без потери чего-либо ценного. Это очень ценный тип статистического представления: чистая и полезная, сжатая и всесторонняя (в рамках тематического ограничения) информация.

2. Социологическое исследование «Амбиции и дискриминация в библиотечном деле»

Наибольший интерес для нашей собственной исследовательской работы представляет исследование «Амбиции и дискриминация в библиотечном деле», инициированное и проведенное Джефферсоном Селзом (Риверсайдская библиотека Калифорнийского университета) в 1996 году.

Дж. Селз работал в публичных, государственных и академических (университетских) библиотеках Австралии и США (Канады и Калифорнии), начиная с 50-х гг. Многолетние наблюдения за изменениями в профессиональном поведении библиотекарей в течение 60-х, 70-х и 80-х гг. (преобладание женщин среди библиотечного персонала и явно выраженные карьерные устремления женщин в этой профессии по сравнению с мужчинами в библиотечной профессии) послужили отправным моментом в проведении данного исследования.

Исследование выполнено на средства гранта Университета Калифорнии в рамках исследовательской программы Американской библиотечной Ассоциации.

Метод сбора информации – анкетирование.

Источником для отбора участников было издание 1991\92 гг. Американской библиотечной ассоциации — «Справочник членов Американской библиотечной ассоциации». Было выбрано каждое третье имя от конца каждой колонки списка членов. Затем отсеяли две важные группы: персон, проживающих за пределами США (поскольку дискриминационные модели могут быть достаточно разными в разных культурах), и тех, кто не работает в библиотеках — преподавательский состав библиотечных школ, правление, распространители книг и др. (преимущественно студенты, безработные и в отставке), кто дал Американской библиотечной ассоциации только личный адрес. В каждый конверт вместе с анкетой был вложен оплаченный конверт для ответа.

Анкета была послана 973 людям, 532 вернулись, процент возврата 54,7%.

Все полученные данные были обработаны с помощью компьютера.

Исходя из собственного опыта Дж. Селз утверждал, что в библиотечной профессии женщины более амбициозны, чем мужчины. Вероятное объяснение этого явления: хотя женщины совершили внушительное вторжение в бывшие мужские бастионы бизнеса и профессий, все-таки сопротивление их усилиям на пути к этим вершинам часто очень мощное, даже жестокое. Соревнование все еще не равное, не справедливое, и женщины, которые его преодолевают, имеют (потому что должны иметь!) способности и намерения более высокого уровня, чем мужчины – конкуренты. Но в библиотечном деле, где пока некоторая несправедливость сохраняется, и женщины, и мужчины приходят к пониманию, что это профессия, где гендерная дискриминация размыта, и, вероятно, будет разрушаться дальше, быстрее, чем где бы то ни было. Возможные причины: численное господство женщин в отрасли, ее интеллектуальная основа и более жесткая политика антидискриминации в общественном секторе. Другие профессии – преподавание в колледже, например, или медицинский уход – могут содержать один или два из этих факторов, но какая имеет все три сразу?

Таким образом, профессия становится привлекательной не только для женщин, которых привлекает специфика библиотечного обслуживания, но в первую очередь для тех, кто имеет амбиции подниматься по административной лестнице. По тем же самым причинам многие честолюбивые мужчины предпочли бы попробовать себя в других деловых и интеллектуальных отраслях, где женская конкурентоспособность все еще в некоторой степени отражается «укрепленной сетью взрослых мальчиков».

Формулировка вопроса, который должен был пролить свет на эту проблему, была следующей: «Я надеюсь (или: я не хочу) достичь более высокого уровня управления, чем мой настоящий». Уравновешенность общего количества ответов была замечательной: 249 сказали «да», 254 – «нет». (Из этих 254 не менее 70 добровольно отступились от управляющих позиций без административных обязанностей, и 97 сказали, что они никогда не просили ни одной более высокой позиции, для которой считали себя пригодными).

Коррелляция полученных результатов с полом респондентов:

Женщины Мужчины

ДА 178 51,1% 69 46,6%

НЕТ 170 48,9% 79 53,4%

ВСЕГО 348 100% 148 100%

Так что женщины более честолюбивы, чем мужчины, хотя эти цифры едва ли можно назвать «обвальными».

Но что, если женщины только казались более честолюбивыми, потому что их существующие позиции были в среднем на более низком уровне, чем мужские? Так как женщины составляли 71% от совокупности, но только 60% от директоров, возможно, мужчины менее отчаянно взбирались по административной лестнице потому, что большинство из них находились уже на верху. Хотя в профессии численно преобладают женщины (от 63% до 85% по разным данным), почти все самые большие библиотеки, и публичные, и академические, управляются мужчинами.