Смекни!
smekni.com

Общество 4 (стр. 3 из 4)

Однако в большинстве случаев условия линейности не выполняются и появляется необходимость изучить общие принципы возникновения и развития сложных динамических систем, используя нелинейные модели. Система нелинейна, если в разное время, при разных воздействиях ее поведение определяется различными законами.

Нелинейная система имеет устойчивые и неустойчивые стационарные состояния. Причем одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях может быть устойчивым, а при других – неустойчивым. Устойчивые стационарные состояния более присущи самой системе, а неустойчивые характеризуют моменты изменений в ней. Изменяющиеся системы отличают множественность стационарных состояний, единство их устойчивости и неустойчивости. Это создает феномен сложного и поливариантного поведения, не укладывающегося в единственную теоретическую схему, и может быть непредсказуемым в определенные периоды времени.

Понятие нелинейности включает в себя многовариантность, альтернативность выбора путей эволюции. Нелинейные системы испытывают влияние случайных, незначительных воздействий, порождаемых неравновесностью, нестабильностью, выражающихся в накоплениях флуктуаций (разветвлениях путей эволюции), фазовых и самопроизвольных переходах. В таких системах возникают и поддерживаются локализованные процессы (структуры), в которых имеют место интеграция, системное объединение структур, а также вероятностный распад этих структур на этапе нарастания их. Нелинейные процессы невозможно надежно прогнозировать, ибо развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а само случайное событие не повторяется вновь.

Открытые нелинейные неравновесные системы называются диссипативными. Они описаны в термодинамике открытых нелинейных систем. «Для обозначения открытых систем, в которых при большом отклонении от равновесия возникают упорядоченные состояния, был введен термин диссипативные структуры» (система поддерживается в устойчивом состоянии благодаря диссипации энергии). Существуют аналогичные модели для социальных систем.

Совокупность большого числа нелинейных элементов, образующих систему, способна порождать особые структуры – аттракторы, выступающие как «цели эволюции». Они могут быть как правильными, просто описываемыми структурами, так и хаотичными состояниями. В первом случае аттракторы характеризуются либо одним конечным состоянием (например, точкой равновесия маятника), либо циклически повторяющимся процессом (циклическое перераспределение напряжения в электронной трубке). В системах детерминированного хаоса аттракторы приобретают более сложную структуру и становятся «странными аттракторами». Они представляют собой уже не точку и не предельный цикл, а сложно описываемую область, по которой происходят случайные блуждания. Геометрически это множество точек, к которому приближается траектория затухания переходных процессов, т.е. области притяжения к себе соседних точек.

В теории диссипативных систем аттракторам уделяется особое внимание. Язык аттракторов позволяет осмыслить стохастические процессы, предсказуемые и принципиально непредсказуемые явления как в природных, так и в социальных системах.

Функционируя, общество непрерывно изменяется, возникают новые виды взаимодействий, социальные институты и нормы. Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Социальную систему можно представить себе как скоррелированную систему структур, участвующих в процессе либо во множестве процессов, в которые вовлечены структуры. Структура и процесс (бесструктурность) – это два взаимно дополняющих аспекта единого социального организма, поэтому социальный порядок можно определить как двойственный порядок и процессов. Главным субъектом социальных изменений является человек – существо, одновременно созидающее социальную структуру и ее разрушающее. Люди постоянно создают новые виды взаимодействий, преобразуют институциональную ткань социальной жизни, меняют ценностно-нормативный (культурно-религиозный) порядок. Благодаря тому, что действия человека мотивируются сложной комбинацией социальных и психических факторов, возникает постоянный диссонанс между обществом как системой и личностью. Поведение индивидов оказывается сложнее и многообразнее существующей структуры статусно-ролевых отношений. Наибольшей дестабилизирующей силой обладает стремление не улучшить условия жизни, не покончить с эксплуатацией и т.п., а освободиться от всех системно-структурных ограничений. Импульсы революционной и инновационной энергии беспрерывно нарушают равновесие системы. Но система способна воспроизводить свое качество и поддерживать свою целостность. Общество гасит колебания системы, чтобы сразу же пережить новую флуктуацию. «Флуктуации обладают свойством саморегуляции; чем больше отклонение в одном направлении, тем больше вероятность его обращения, т.е. восстановления равновесия».

Динамика статусно-ролевой системы отношений является следствием нелинейного взаимодействия индивидуальных ролей миллионов людей. Можно сказать, что роль каждого индивида «функционирует» по принципу нелинейного осциллятора, образуя особые структуры – аттракторы – ансамбли ролей, которые интегрируются в социальный порядок. Так, образуются новые социальные и политические группы, организации, появляются новые виды профессиональной деятельности, находят взаимопонимание конфликтующие группировки и т.д. Теорию аттракторов правомерно использовать для описания функционирования общественного сознания. Показательным здесь является процесс формирования коллективных предпочтений в мнениях избирателей на выборах. Часто возникают нестабильные, неустойчивые процессы, приводящие к тому, что задуманное и спланированное развивается совершенно иначе, подчиняясь каким –то своим самоорганизационным началам.

В современной синергетике подчеркивается стохастический (случайный) характер процессов, вызывающих флуктуации и установление новой структуры. Переход «порядок-беспорядок» представляет собой спонтанное коллективное являение, вызванное взаимодействием между элементами, образующими социальную систему. Вынужденная эволюция социальной системы от одной новой структуры к другой – это, во-первых, исторический процесс, так как он определяется предшествующей ситуацией, а во-вторых – это «недетерминированный» процесс, ибо он сопровождается рядом флуктуаций. Всякий раз перед социальной системой имеется несколько альтернативных возможностей эволюции. Их выбор непредсказуем, поскольку то, в каком направлении пойдет эволюция после флуктуации, определяется случайно в момент неустойчивости.

Система, лишенная возможности восстановить свое равновесие привычными механизмами, т.е. в рамках сложившегося ранее структурно-функционального порядка, утрачивает определенность и предсказуемость своего развития. Общество может изменяться самым неожиданным образом, ибо регуляторы нормативно-ценностного порядка и воспроизводства институциональных связей не срабатывают в силу разбалансированности внутренних механизмов системы. В таком случае оно переживает бифуркацию, т.е. разветвление путей выбора своего качественно нового состояния. Бифуркация – это всегда непредсказуемость, появление неожиданных видов взаимодействий и структур. Бифуркацию невозможно описать, исходя из логики предыдущего развития, ибо она является нарушением этой логики. Общество, находящееся на изломе, предствляет собой хаотическую систему, в которой невозможно уловить причинно-следственные связи и отношения.

Главным источником развития общества является инновационная энергия, воплощенная в поведении людей, не укладывающемся в рамки статусно-ролевых предписаний. Она провоцирует изменения в институциональной и культурной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля. Диссипативные процессы, затухания действуют на всех уровнях социетальной системы, но если импульс инновационной энергии оказывается достточно сильным, то механизмы социализации, институализации и легитимации не успевают ее преобразовать в новые структуры, возникает бифуркация. Она характеризуется возможным переходом общества в качественно иное состояние, многие параметры которого непредсказуемы.

Типология обществ.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е., как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества).

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т.е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т.д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то время выявили и другие важные их черты.