После очередной смены правительства, назначения Е. Примакова премьер-министром и проведения ряда стабилизационных мероприятий во второй половине 1998 г. общее направление государственной политики стало проясняться - соответственно, менялись и прогнозные оценки. Однако совпадение прогнозных расчетов с фактическим положением дел, как показала практика, начало отмечаться лишь в середине прошедшего года. Это, правда, не относилось к государственным оценкам. Так, в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2000 г. оценки основных результатов 1999 г., подготовленные Министерством экономики РФ, были также достаточно далеки от значений, зафиксированных по итогам года.
Тем не менее, официальные прогнозные расчеты принципиальным образом влияют на основные направления кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, проводимой правительством. Прогнозные оценки в данных документах определяют ориентиры принимаемых правительством решений. Напротив, альтернативные прогнозы позволяют инвесторам, внутренним и внешним, получать дополнительную информацию и заблаговременно проводить корректировки в своих перспективных планах.
В данном обзоре использованы оценки, принадлежащие экспертам из следующих организаций: Chase Securities Inc (Chase), Nomura Equity Research (Nomura), Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН (руководитель Центра - А.Р. Белоусов), Правительства РФ (Министерство экономики, Министерство финансов, Центральный банк РФ), Бюро экономического анализа (БЭА, прежде всего Е.Е. Гавриленков и А.Е, Косарев), WestMerchant Bank (WM), Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (ЦЭК), Salomon Smith Barney (SSB), а также экспертам Аналитической лаборатории "Веди".
5.1. Инвестиции.
Объем инвестиций в основной капитал в 1999 г. увеличился на 4.5%. Усиление инвестиционной активности произошло не сразу после кризиса, а лишь в конце первого квартала прошлого года. Поскольку в качестве важнейшего источника инвестиций в основной капитал продолжают выступать собственные средства предприятий, то вполне естественно, что оживление в инвестиционной сфере произошло лишь после улучшения финансового состояния и роста прибыли предприятий.
Прогнозные оценки объема инвестиций на 1999 г. указывали на падение данного показателя. Главная предпосылка, лежавшая в основе большинства прогнозов, была следующей: после финансового кризиса наиболее интенсивно будет происходить восстановление потребления, но никак не рост инвестиций. Однако, по результатам прошедшего года, рост промышленного производства, равно как и инвестиций, превысил все ожидания, в том числе и официальные оценки, сделанные во второй половине 1999 г.
Примечательно в этом смысле исследование, принадлежащее экспертам Бюро экономического анализа. Так, проведенный ими анализ структуры ВВП по компонентам потребления показал, что рост инвестиций в основной капитал составил в 1999 г. не 1% по сравнению с предыдущим годом (как было предварительно опубликовано в официальных источниках), а 6.7% ("Бюллетень БЭА", февраль 2000 г., N21). Согласно тем же исследованиям, дальнейшее оживление в инвестиционной сфере будет стимулировать рост производства, повышение доходов субъектов хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, будет повышать спрос на инвестиционные товары. В результате БЭА оценивает рост инвестиций в 2000 г. в 6-7%. Оценки, подготовленные Министерством экономики РФ, гораздо скромнее - 2%.
Отметим, что инвестиции в основной капитал, осуществлявшиеся в прошедшем году, были направлены главным образом на возмещение выбывающих мощностей для увеличения производства уже выпускаемой продукции. Инвестиции в новые производства, позволяющие производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, практически не осуществлялись. Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что зафиксированное оживление в инвестиционной сфере стимулировалось эффектом импортозамещения. Учитывая ограниченные возможности данного эффекта, в текущем году есть основания ожидать стабилизации либо спада инвестиционной активности. Рост же производства в среднесрочной перспективе может иметь место лишь в случае качественного изменения структуры инвестиций, т.е. при увеличении капитальных вложений в принципиально новые технологии, а также при росте прямых иностранных инвестиций.
5.2. Кредитно-денежная политика.
Основные направления и параметры кредитно-денежной политики занимали центральное место в экономической программе (характер которой был главным образом стабилизационным) правительства во второй половине 1998 г. и в 1999 г. Правительственный прогноз на 1999 г. содержал три сценария, наиболее оптимистичный из которых был заложен в основу бюджетного планирования. Базовыми параметрами данного сценария являлись:
· объем платежей по обслуживанию внешнего долга. Согласно предварительному графику, размер внешних платежей должен был составить 17.5 млрд. долл., а с учетом проведения централизованных валютных аукционов - 18.3 млрд. долл. Предполагался пересмотр названных параметров и/или получение внешних кредитов из расчета, чтобы объем внешних платежей не превысил 10 млрд. долл.;
· максимальная реализация мер по увеличению сбора налогов;
· по возможности ограничение расходов бюджета;
· ограничение роста взаимных неплатежей предприятий за счет низкоинфляционных схем.
Вариант, заложенный в основу бюджета, кроме того, предполагал сокращение ВВП и промышленного производства не более чем на 3%, объема инвестиций - не более чем на 5%. Допустимый рост денежного предложения (М2) не должен был превысить 60 млрд. руб. при условии роста цен в течение года на 30%. Таким образом, в рамках основных направлений экономической политики на 1999 г. предполагалось ограничение денежной эмиссии, что позволило бы удержать рост цен на уровне 30% за год, а темпы снижения валютного курса рубля - на уровне инфляции. Сдерживание инфляции и девальвации позволило бы, согласно правительственным оценкам, снизить темпы падения производства либо стабилизировать их. Однако в действительности взаимосвязь между всеми этими параметрами в экономике в прошедшем году оказалась принципиально иной по сравнению с тем, как это предполагалось в официальных прогнозах.
5.2.1. Денежное предложение.
В основе практически всех предварительных расчетов, касавшихся денежного предложения на 1999 г., лежало предположение о сокращении реальной денежной массы (М2). Ожидалось, что, при некотором росте реальных доходов населения сбережения частных лиц не возрастут, а реальные средства предприятий - снизятся. В принципе, данное предположение означало борьбу с инфляцией за счет сокращения совокупного спроса и проведения соответствующей, жесткой, денежной политики, основной составляющей которой должен был стать административный контроль за обменным курсом рубля. Однако подобное намерение входило в противоречие с расчетами, согласно которым рост производства должен был стимулироваться проведением мягкой денежной политики и усилением монетизации экономики.
Рост денежного предложения (М2) в 1999 г. -
прогнозные и фактическое значения
Рост реального денежного предложения в 1999 г. оказался наиболее существенным за последние годы. Увеличение М2 не имело заметного инфляционного и девальвационного эффекта, как это предполагали большинство экспертов, поскольку было в значительной мере обеспечено ростом финансовых средств предприятий. Производители же направили возросшие доходы на пополнение оборотных средств и замену изношенного оборудования. Банковская система, в свою очередь, направила весь рост остатков денежных средств на счетах предприятий на увеличение рублевых кредитов реальному сектору. Банковские депозиты физических лиц с учетом инфляции остались неизменными.