Смекни!
smekni.com

Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения (стр. 4 из 8)

Система социального страхования максимально упрости­лась, финансовые системы социального страхования всех видов объединились, что фактически означало отход от принципов страхования, а значит, «ненужность» всего механизма опреде­ления и учета социальных рисков.

Третий этап -

- 1933—1990 г.г. В 1933 г. социальное страхо­вание в СССР передается профсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховой медициной и дифферен­циацией тарифов в зависимости от социальных рисков, ликви­дируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплаты пенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственный бюджет, а бюджет социального стра­хования консолидировался с государственным.

Таким образом, в отличие от подавляющего большинства промышленно развитых государств в нашей стране долгое вре­мя применялась неразвитая модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла» без уче­та социальных рисков.

“С переходом к такой модели социальное страхование утра­чивает страховой характер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко снижает мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Принципы, опреде­ляющие ответственность за возмещение ущерба от утраты трудоспособности, трансформируются: со страхования на возме­щение ущерба предприятием или его причинителями. Большую часть страхового бремени несут предприятия, не имеющие ника­ких прав на распоряжение фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем видам социального страхования достигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратились в государственную повинность, в обяза­тельный налог. В то же время предприятия, проводя соответст­вующую ценовую политику, могут перекладывать бремя финан­совой нагрузки по страхованию на потребителей их продукции, что вполне достижимо, особенно если иметь в виду государство.” [5]

Социальное страхование становится инструментом перерас­пределительной политики государства, утрачивает свои основ­ные черты и трансформируется в социальное обеспечение. Стра­ховая защита в результате эволюции возвращается к далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - к организованной взаимопомощи, приобретшей общегосударст­венный характер.

Принимаемые законодательные акты каких-либо принципиальных изменений не вносили. Государственная собственность на средства производства привела к упрощению всей процеду­ры расчетов тарифов, что в свою очередь повысило дотационность бюджета государственного социального страхования. Так, согласно ст. 6 Закона о государственных пенсиях, принято­го ВС СССР 14 июля 1956 г. «выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по госу­дарственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взно­сов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо "вычетов из-заработной платы».

Значительная финансовая дотационность системы социаль­ного страхования за счет государственного бюджета заклады­валась еще в первые годы советской власти. В послевоенное время она была «связана также и со стремлением государства поддерживать неизменной систему оптовых цен. Вот почему, начиная с 1956 г., для возмещения возросших расходов на пен­сионные выплаты государство стало направлять средства из го­сударственного бюджета.

Длительное применение низких страховых тарифов, не по­крывающих расходы по социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукции совокупных затрат тру­да и искажению действительного соотношения издержек произ­водства и прибыли. Предприятия утратили верные представле­ния о реальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государство под предлогом финансирования социально­го обеспечения из государственного бюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов, оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условий труда, создания социально-оздоровительных инфра­структур, так и для развития автономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социального страхования.

Важно подчеркнуть, что в итоге из средства реализации целенаправленной политики дотационный метод превратился в явление, вызывающее негативные социальные последствия. Стратегическая установка на дотационность социального стра­хования идеологически подкрепляет миф о благодетельной ро­ли государства в обеспечении граждан всеми видами социаль­ного страхования и обеспечения. Это нашло отражение в нор­мах трудового законодательства. Так, ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственное социальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счет государства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, но и руководителей предприятий и ведомств проч­но укоренился ошибочный стереотип относительно источников финансового обеспечения выплат по социальному страхованию и обеспечению.


Кризис экономики — кризис социальной политики

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования, вызванные переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным использованием имеющихся средств. “Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и успешно заморозила все попытки модернизации системы социального страхования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами”. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием.

Можно заключить, что реформы в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению, не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью использования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах.

Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своих работников. На практике социальной защитой пользуются далеко не все работающие на предприятии: совместители и временно работающие через отчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фонд социального страхования, но получать от него необходимое обеспечение не могут.

Для развитых в социально-экономическом отношении стран давно стало очевидным, что “цель жизни в обществе — не государство и не рынок, а сама жизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынок призваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”, социальной защиты, социального страхования и др.

В социальной защите выделяются два основных вида:

- социальная помощь, предназначенная для избирательной и адресной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях;

- социальное страхование, ориентированное на социально активное население, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должно осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя. Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической сфере определенную помощь и выгоду.

Деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге способствуют стабилизации общества.

Реформирование системы социального страхования должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты должна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальной ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности.