В течение 1943г. Гипрогор, Академия архитектуры СССР и архитектурно-планировочные мастерские Наркомхоза РСФСР в порядке творческого соревнования разработали три варианта схемы планировки города, Был одобрен вариант Академии архитектуры и на его основе в 1945г. разработка генерального плана была завершена. В апреле этого года генеральный план Сталинграда был утвержден.
Проект разрабатывал авторский коллектив под руководством вице-президента Академии архитектуры СССР К. С. Алабяна в составе архитекторов А. Х. Полякова, Д. Н. Соболева, А. А. Дзержинкович, А. Е. Пожарского, инженеров В. А. Бутягина, Я. П. Левченко и др.
Работа над проектом реконструкции города носила капитальный характер, свидетельствующий о значительной зрелости проектировщиков в решении многосторонних проблем. Наряду с генеральным планом, одновременно (в те же сроки) были разработаны: Наркоматом путей сообщения СССР – схема реконструкции и развития железнодорожного узла; Наркоматом речного флота СССР – схема реконструкции и развития речного порта; Наркоматом коммунального хозяйства – схема водопровода и канализации. Город получил комплексный проект для своего планомерного развития.
Необходимо отметить, что перед общественностью города и авторами генерального плана стоял далеко не простой вопрос: по какому направлению должно пойти восстановление города.
Какие масштабы и какой характер реконструкции возможно было заложить в генеральный план? С одной стороны возникло желание все сделать по-новому на основе идеальных представлений о социалистическом городе, которые сложились к тому времени в градостроительной науке. Но здесь таилась большая опасность далеко уйти от реальности, ибо с первых же дней восстановление старого города в прежнем виде.
В каждом городе отношение к реконструкции определилось по-своему, в зависимости от местных условий.
На характере реконструкции Сталинграда сказалось то обстоятельство, что ввиду особенной своей истории, Царицын - Сталинград не имел сколько-нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки, как это имело место в других исторических городах. Здесь опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы, такие заводы, как тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», некоторые дерево обрабатывающие предприятия, расположенные по берегу Волги. Хотя они были разрушены и для каждого градостроителя могло показаться заманчивым перенести их на другие более подходящие места и тем освободить город от самого трудного наследия прошлого, но на их руинах уже началось производство, и к моменту разработки генерального плана указанные предприятия прочно утвердились на прежних местах, что во многом предопределило характер нового генерального плана.
Что же касается гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, то их восстановление в прежнем виде в техническом и экономическом отношении казалось совершенно не целесообразным, чем и объясняется, что из довоенных зданий в Сталинграде в прежнем виде восстановлены считанные единицы. Так в общих чертах сложилось отношение к реконструкции города и его планировке.
Как в дальнейшем подтвердилось практикой, наиболее устойчивым элементом в городе является сетка его улиц. Именно поэтому в новом послевоенном генеральном плане города были заложены смелые планировочные решения, но шли они в значительной степени от сложившейся планировочной структуры и унаследовали многие положения генерального плана 1939г. Наибольшей реконструкции подверглась центральная часть города, где в результате исторических наслоений сложилась весьма запутанная планировка.
В первом послевоенном генеральном плане Сталинграда основное внимание уделялось рациональному функциональному зонированию городской территории и наиболее благоприятному взаимному расположению жилых и промышленных зон. С этой целью промышленные предприятия концентрировались в крупные промышленные узлы, которые сложились в довоенное время в районах заводов: тракторного, «Баррикады», «Красный Октябрь», в районе ст. Ельшанка, где были сосредоточены деревообрабатывающая промышленность и в районе ст. Волгоград-II, где имелось в виду разместить предприятия легкой и пищевой промышленности. Новый промышленный узел создавался в поселке Разгуляевка, предназначенном для размещения предприятий строительной промышленности. Предприятия, расположенные в жилых районах и являющихся вредными в санитарно гигиеническом отношении, такие, как заводы кожевенный, кислородный и другие, намечалось вынести в Разгуляевский промышленный узел.
При расчете градообразующей базы и проектной численности населения авторы придерживались принципа, который утвердился в советской градостроительной науке об ограничении роста крупных городов. С этой целью предусматривалось запретить размещение новых предприятий кроме заводов легкой и пищевой промышленности, предназначенных для обслуживания населения и промышленности строительных материалов для нужд восстановления города.
Этот генеральный план охватывал только северную и центральною части города от пос. Спартановка на севере до Лапшина сада на юге. В этих пределах проектная численность города определялась в 500 тыс. чел. Разработка генплана южной части города относилась на вторую очередь.
Город по новому генеральном плану сохранял расположение вдоль Волги, и весь размещался на правом берегу в виде протяженной полосы, идущей по рельефу двух надпойменных террас, в пределах той застройки, которая сложилась до войны. На севере он не выходит за пределы р. Сухой Мечётки и Вишневой балки, в центре, наиболее широкой части города, приближался к границам старого аэродрома, а в Советском районе до западных границ поселка Дар-гора.
Авторы нового генерального плана трактовали город в виде пяти обособленных планировочных районов, отделенных один от другого зелеными разрывами.
Сталинград от прежних времен унаследовал бессистемную планировку и отсутствие архитектурно организованных площадей. Поэтому одно из основных мероприятий, намечаемых генеральным планом, состояло в том, чтобы придать планировке города стройную, гармоничную структуру. Это достигалось путем создания продольных (параллельных Волге) и поперечных магистралей и улиц. Продольные улицы предназначались для организации связи между отдельными районами, поперечные улицы – для связи города с Волгой, где на всем его протяжении проектировался широкий бульвар. Использованию Волги как главного градоформирующего фактора и места организации массового отдыха придавалось особое значение.
Для более удобной организации движения транспорта и пешеходов была предусмотрена четкая классификация улиц: на улицы городского, районного и местного значения.
Учитывая большую протяженность города, особенное внимание было уделено созданию главных продольных магистралей, соединяющих все районы города. Таких магистралей было запроектировано три: Нижняя, Верхняя и Обходная, что соответствует примерно трем – 1-й, 2-й, и 3-й продольным магистралям, которые предусмотрены в двух других послевоенных генеральных планах города.
Стройности принятой в генеральном плане планировки способствовало создание системы площадей и бульваров, составляющих общественные центры районов и города в целом. Центр города решался в виде протяженного, примерно по трассе нынешнего проспекта Ленина, бульвара между р. Царицей и площадью 9-го Января (ныне площадь Ленина), вдоль которого выстраивался ряд общественных зданий городского и областного значения.
Новые для того времени прогрессивные концепции были отражены в планировке жилых районов: предусматривалось создание микрорайонов, состоящих из группы кварталов, расположенных между магистралями, а также гармоничная система обслуживания учреждений городского районного и квартального назначения.
Генеральный план предусматривал четыре строительные зоны: первая – трех-, пятиэтажная застройка – 25%; вторая – двухэтажная – 30%; третья – одно-, двухэтажная государственная застройка – 25%; четвертая – индивидуальная застройка – 20%.
Предусматривалось решительное улучшение архитектурно-художественного облика города, мероприятия по увековечению исторических мест и высокая степень благоустройства и инженерного оборудования.
Многие положения этого генерального плана в дальнейшем пришлось корректировать, но на первом этапе восстановления города он сыграл большую организационную роль. На его основе сразу же были разработаны проекты детальных планировок центральной части города, северных районов, Советского района и поселка завода им. Петрова, т. е. всех районов первоочередной застройки. В 1949 г. Гипрогор разработал генеральный план Кировского и Красноармейского районов, и тем была завершена планировка Сталинграда на всей его протяженной территории.
Город предстал в виде новой системы расселения длиною более 70 км. Лишь значительно позже эта система получила теоретическое обоснование и научное признание, а тогда она не вписалась в обычные представления о городе.
Одно время проявилось стремление выделить южные районы в обособленный город, а собственно Сталинград развивать не на юг, по берегу Волги, а на восток на землях левобережья с тем, чтобы городу придать компактную планировочную структуру и подобно многим городам, расположенным на судоходных реках, развивать его по двум берегам Волги.