Челябинский государственный университет
Кафедра истории культуры и искусства
Реферат
Архитектура древних майя
Челябинск
1998
Содержание
Введение
Особенности архитектурного стиля майя
Города периода Древнего царства (классический период)
Юкатанские города майя (позднеклассический период)
Города майско-тольтекского периода
Заключение
Литература
Введение
Среди сонма культур Нового Света в доколумбовую эпоху звездой первой величины является цивилизация древних майя. За 15 столетий до открытий Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а путь движения планеты Венера вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись из камня, кости и дерева.
Одним из самых красноречивых свидетельств зрелости культуры является архитектура. И необыкновенную зрелость культуры майя мы можем продемонстрировать как раз на примере их архитектуры. Да, это область Америки, где очень много великолепных городов, дворцов и пирамид.
Зачатки майской архитектуры, сохранившейся до наших дней, то есть применение в строительстве камня, относятся к первому тысячелетию н. э., конечной границей ее развития является испанское завоевание Юкатана. Установление времени возведения отдельных объектов достаточно сложно, ибо различных применявшихся методов расходятся в пределах 300 лет. Эпиграфия позволяет установить майскую хронологию с точностью до одного дня, однако лишь для шести столетий классического периода, когда применялись так называемые начальные серии (подробный майский календарь). Изучение найденной рядом с постройками керамики помогает устанавливать хронологические рамки приблизительно и со многими пробелами. Последовательностью стилей в развитии майской архитектуры можно пренебречь, поскольку этот элемент носит скорее региональный характер.
С майской архитектурой 1-10 столетия мы встречаемся на крайнем юге Юкатана, на территории Гватемалы и Британского Гондураса. Стиль классического периода проявляется в нескольких модификациях, характерных для главных центров заселения: местностью с древнейшими памятниками раннеклассического периода считается холмистый Петен в северной Гватемале, который в период своего расцвета имел большую плотность заселения, чем штат Нью-Йорк в середине 70-х годов; в долинах рек Усумасинты и Мотагуа есть несколько центров, относящихся к среднеклассическому периоду и последние две области позднеклассического периода - равнинный Чен и холмистый Пуук - находятся в северо-западной части Юкатана. Примерно около 1000 года начинается майско-тольтекский период в истории майской архитектуры, когда на нее значительное влияние оказал приход тольтеков из Центральной Мексики. Постройки этого периода принципиально отличаются от построек классического майского периода, и некоторые из них, главным образом в Чичен-Ице, представляют собой почти точные копии тольтекских построек в Толлане.
Майские города находятся в двух достаточно резко отличающихся друг от друга областях Центральной Америки. Первая - это обширная территория центральноамериканских Кордильер, местами достигающих значительной высоты (например, селения племен цельталь и цоциль, относящихся к майяской языковой семье, зачастую расположены на высоте более двух тысяч метров).
Через всю эту область течет важнейшая река всей майской истории - Усумансита. По обоим ее берегам простирается дикий и непроходимый Лакандонский лес. К области джунглей в бассейне Усуманситы прилегает Петен, небольшое плато, на котором возник первый каменный город майя (1-2 век н. э.).
Этот древнейший период майской истории называется периодом Древнего царства. Древнее царство кончается в 9 или 10 веке, когда майя покидают последний из своих великолепных городов на берегах Усуманситы и переселяются на Юкатан. Они создали на Юкатане множество столь же великолепных городов: Чичен-Ицу, Кабах, Ушмаль, Цибильчальтун, Сайиль, Тулум и др.
Особенности архитектурного стиля майя
При знакомстве с городами майя, при знакомстве с их архитектурой следует иметь в виду, каким способом они обрабатывали материал для построек. Майя почти не знали металлов; немногие изделия из золота, серебра и меди, найденные в майских городах, попали туда из других мест. Единственным инструментом, с помощью которого древние майя обрабатывали плиты для пирамид, создавали великолепные рельефы и скульптуры из известняка, туфа, песчаника, “железного дерева” сапоте, был камень - каменное долото.
В майских постройках, прежде всего, бросается в глаза массивность и мощь использованного материала. Ведь, с нашей точки зрения, майя имели весьма примитивные познания в области строительных конструкций, о чем свидетельствуют некоторые их здания. Для раннеклассических построек вообще характерны толстые массивные стены и получаемые при этом небольшие внутренние пространства. Стены этих построек большей частью возводились из обработанных каменных блоков и покрывались толстым слоем штукатурки (Петен). В более поздних постройках стены уже тоньше, монолитны и сделаны из известкового бетона, а сверху выложены каменными плитами с вытесанными рельефами (Пуук). Широкое использование известкового строительного раствора вообще типично для майской архитектуры, и нигде больше на Американском материке мы с этой технологией не встречаемся. Цилиндрического свода майя не знали, внутреннее пространство они перекрывали ложным, ступенчатым сводом, где камни кладутся один на другой горизонтально и каждый следующий выступает над нижним по направлению к вершине свода. Свод опирался на несущую стену либо на деревянные балки, поддерживаемые каменными колоннами. Интересно, что, хотя майя знали приемы формования опорного камня свода, они не дошли до решения “замка” и тем самым до открытия цилиндрического свода. Ступенчатый свод и колонны были конструктивными элементами, настолько свойственными майя, что мы встречаемся с ними от самых ранних зданий вплоть до тольтекского периода.
Наиболее заметной постройкой, встречающейся в большинстве высоких индейских культур, и, прежде всего у майя, является ступенчатая пирамида, на верхней площадке которой находится храм. Они были величественными, гигантскими постаментами для небольших святилищ, которые строились на их вершинах. До нас не дошли записи о том, как возводились эти наиболее характерные произведения майской архитектуры, поэтому трудно воссоздать точную технологию их строительства.
В отличие от некоторых довольно высоких майских пирамид (высота пирамид в Тикале достигает 70 метров), большинство майских зданий решены как одноэтажные постройки, причем обычно они имеют внутри два длинных пролета, вход в помещения которых осуществлялся прямо снаружи через дверные проемы. Внутри зданий помещения между собой не сообщались, очевидно, ввиду специфического назначения различных комнат и из-за того, что в теплом субтропическом климате вполне можно было переходить из помещения в помещение, выходя прямо под открытое небо. Более обширные и расчлененные на помещения здания строились как сочетания двухпролетных элементов. Окон майя, кроме Цибильчальтуна, нигде не использовали, поскольку для освещения внутреннего пространства им хватало света, проходящего через дверные проемы и многократно отражавшегося от белых оштукатуренных стен и полов из известняка. Лестницу, которая вела в верхние этажи, майя располагали внутри здания, видимо для того, чтобы не нарушать единую концепцию фасада.
Фасад здания они решали продуманно, с чувством пропорции, с использованием коррекции оптического восприятия. Однообразные длинные фасады майя членили еще широкими уступающими порталами, часто в этих углублениях они помещали монументальные врата, имеющие ступенчатые своды (“Дворец правителей” в Ушмале). Был известен в майской архитектуре такой элемент, как самостоятельно стоящие ворота, своего рода триумфальные арки (арка в Кабахе).
Среди майских зданий мы находим не только дворцы, храмы и монастыри, но и обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, даже здания паровых бань. Здания бань сохранились в разных городах, например в Чичен-Ице. В другом майском городе - Пьедрас-Неграс - осталось даже несколько парных бань, в которых очаг и парилка отделены от основного помещения. К тому же некоторые бани расположены в этом городе прямо у площадки для игры в мяч и, очевидно, предназначались для игроков. С такой высокой гигиеной мы не встречаемся даже в Древнем Риме, где немало стадионов, но ни с одним из них не соседствуют бани.
Но майя возводили не только наземные строения, Относительно сухой и бедный водой Юкатан заставлял их создавать водохранилища, называемые чультунами (это были большие водные резервуары, высекавшиеся в скалах и внутри покрытые известковой штукатуркой), акведуки и каналы. А в период дождей им приходилось с помощью канализации и дренажа отводить избыточную воду с обширных мощеных площадей, дворов и внутренних двориков.
Хотя колесо им было неизвестно, они строили шоссе - сакбе, устраняя различия в высоте рельефа с помощью насыпей и срезов. Сакбе строились очень добросовестно, прочно и служили постоянными коммуникациями между городами. Основу сакбе обычно составлял вал из камней, а покрытие - известковый бетон, утрамбованный каменным катком. Сакбе отнюдь не малозначительные сооружения местного масштаба (возьмем, к примеру, белую дорогу, ведущую из Йашуны в Кобу).
Для майской архитектуры характерны также стелы, высокие каменные монолиты, изображающие стоящую фигуру патрона катуна (двадцатилетия). На них наносились календарные даты двадцатилетия, в честь которого они воздвигались. С того момента, как майя начали использовать камень, каменные стелы, по всей видимости, заменили деревянные: ведь культ стел был главным образом распространен в ранний период, в Древнем царстве, между тем как позднее стелы уже почти не устанавливались. Кроме каменных рельефов майские постройки богато украшают настенные росписи, мозаика, штуковые рельефы.