Смекни!
smekni.com

Архитектура и общественная безопасность: постановка проблемы (стр. 4 из 16)

Далее. Россия считается государством с «установившейся рыночной экономикой», что должно предполагать обеспечение соответствующих условий для «выживания страны в условиях жёсткой конкурентной борьбы за невозобновляемые ресурсы планеты» (мера процесса). В то же время у нас суровый климат [5] и нет ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА, являющегося социально-демографической базой построения устойчивого общества. За 10 лет реформ смертность превысила мировые показатели на 50%. При международном стандарте уровня расходов на здравоохранение не менее 5% от ВВП у нас - только 2%, или $3 в год на одного человека при расчётной потребности в $2000 («АиФ», 2002, № 48).

Сегодняшнее российское общество – это небольшой слой богачей (до 5%), чуть более – обслуживающий их персонал и народные массы, которые живут на пределе прожиточного минимума. По значимости децильного коэффициента 14 : 1 (отношение уровня доходов 10% самых богатых групп населения к доходам 10% самых бедных) сложившаяся социально-экономическая ситуация становится неустойчивой (при пороговом значении 10:1 в 1986 году он составлял 3 : 1 - «Литературная газета», 2002, № 52). В результате повального обнищания населения ёмкость внутреннего рынка оказалась не сбалансированной с существующими производственными мощностями. К 2002 году годовой бюджет России относительно прежнего уменьшился в 10 раз ($60 млрд. сравнимы с активами среднего европейского банка) и среди 140 государств мира по доходу на душу населения мы стали занимать 102-е место по ВВП (сопоставим с голландским) и 104-е - по иностранным инвестициям. За последние пять лет таковых на россиянина пришлось по $40, а в Китае – по $135 на каждого 1,5-миллиардного жителя.

Хотя принцип жизни «Каждый - за себя, один Бог - за всех» является основополагающим для рыночной экономики, однако федеральный центр по-прежнему распределяет до 70% всех бюджетных средств, ибо из 89 субъектов России 75 - «реципиенты». При этом 5–7 олигархических кланов контролируют больше половины российского ВВП и ставки банковских кредитов повсеместно превышают среднюю норму прибыли в ключевых отраслях производственного сектора экономики (см. рис. 1) [5-9]. При этом известно, что риски рыночной экономики связаны с целым рядом различных факторов (потенциал роста страны, её географическое расположение, язык и культура, состояние деловой среды, законодательства, степень госвмешательства в дела бизнеса, уровень душевого дохода и т.п.). От их уровня в решающей степени зависит выбор форм присутствия кампаний на внешнем рынке (экспорт, совместная деятельность и производство)[8].


Рис. 1. Политэкономические варианты устойчивого развития несырьевого сектора производства в зависимости от предпринимательских рисков (12% - планово-расчётная норма прибыли, 7% - общероссийская средняя норма прибыли, фактически сложившаяся на период реформаторских преобразований): а) условия эффективности «рыночной» экономики; б) пространство «планово-рыночных» механизмов управления; в) зона рисков «программно-целевых» методов управления

Известно, что 60% доходной части бюджета Тюменской области (доноре) - около 18 млрд. рублей, формируется за счёт платы за недра («роялти»). Однако из-за развала геологической отрасли сейчас идёт «проедание» разведанных ресурсов (на единицу добываемого сырья теряется пять единиц запаса), и через 10 лет страна столкнётся с реальной угрозой её стратегической безопасности («Тюменская правда», 07.12.2002). Более того, если мировые цены на нефть упадут ниже $15 за баррель, то экономическая катастрофа нагрянет значительно раньше (объективная реальность).

Другой пример. Хотя архитектурным законодательством предписана необходимость учёта ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА СРЕДООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (информация), однако строительный комплекс на эту цель не ориентирован. Градостроительная политика фактически предопределена традиционной схемой финансирования, в которой не предусматриваются статьи затрат по реализации социально-архитектурных изысканий (мера процесса).

Разрушенная национальная культура часто приводит к безответственной имитации системы госуправления (цели не выставлены, научные исследования не востребованы, государственные службы внутренней безопасности бессильны и т.п.), что значительно снижает эффективность работы всего административного аппарата (задействовано около 1,1 млн. человек). Методологическая путаница (причины подменяются следствием, цель - средством, а целевые критерии – системой ограничений и т.п.) сказывается не только на принятии противоречивых правовых актов, но и не позволяет «элите» разобраться даже во внутренней политике собственной страны. Об этом свидетельствуют как многочисленные программы политических партий (около 150), так и периодическая смена идеологических пристрастий властных структур в виде череды различных «центристских партий» (ДВР,- НДР,- ЕР,- ПЖ,- НП,- ПВ), учреждённых без внятной Концепции жизнеустройства страны.

В то же время известно, что в России 70-75% общенациональной совокупной прибыли создаётся природными богатствами (трудом и основными фондами - 5% и 20%) и её экономика непосредственно зависима от мировых цен на нефть. В этих условиях нюансы различных политических программ не могут играть существенной роли, если игнорируется факт, что сырьевой экспорт, давая прибыль в $60 млрд. в год, обеспечивает лишь 10-15% фиксируемых госдоходов («Комсомольская правда», 17.09.2002, «АиФ», 2002, № 52). При этом природные богатства с пользой для страны технологически используются лишь на 20-30%, а осевшие в зарубежных оффшорах неучтённые нефтедоллары наша «элита» употребляет «исключительно для удовлетворения своих животных инстинктов, не задумывается о том, чем их такое бездумное поведение грозит всему обществу, в том числе даже собственным детям». Так, при износе жилищного фонда Тюмени на 42% в 2002 году на его ремонт было выделено всего 5,4% от требуемой суммы («Регион Сибирь», 2002, № 5, «Мера за Меру», 2002, № 24, «Тюменский Курьер», 2002, № 147).

При этом известно, что США должны России более $165 трлн. и бюджет страны 2003 года противоречил социальной политике, заявленной правительством. По существу он должен исходить из парирования следующих реальных угроз национальной безопасности: 1) катастрофического износа основных фондов; 2) деградации человеческого потенциала; 3) истощения природно-сырьевых ресурсов; 4) старения инфраструктуры. В противном случае страна утратит способность к самостоятельному развитию и превратится в третьесортную сырьевую колонию («Знание - Власть. Власть - народу», 2000, № 13, «Советская Россия», 22.11.2002).

Исходя из логики здравого смысла, в здоровом обществе возник бы естественный вопрос: «Почему лозунги, провозглашённые руководством страны на старте Перестройки, исполнены с точностью до наоборот?» («Мера за Меру», 2002, № 48). Однако сложившаяся в России политическая ситуация официально пока не обсуждается и социальная апатия населения частично объясняется мифологизацией его сознания (в условиях глобализованного мира «не знание даёт власть, а власть декларирует знание») [10].

Согласно КОБе, отмеченные сбои госуправления объясняются рядом причин. Среди них отметим такие психически обусловленные, как подмена понятий и несоответствие профессионального сознания управленческого корпуса (МЕРЫ) объективным законам жизни (МАТЕРИИ), иначе: ВЕРБАЛЬНОГО МИРА – МИРУ РЕАЛЬНОМУ. Так как «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (апостол Иаков, Соборное послание, 1:8), то это обуславливает двойные стандарты в проведении (троцкистами – по КОБе) государственной политики. В СМИ отмечается, что сейчас страной правят слабые и проамерикански настроенные специалисты, «логика» принятия решений которых обычно оценивается результатом «Хотели как лучше, а получилось как всегда». (Не оправдались, в частности, надежды правительства на рост бюджетных доходов, в связи с понижением в 2002 году налоговой ставки на доходы физических лиц) (см. «Мера за Меру», 2002, № 42, «Российские вести», 22.11. 2002).

Из истории известно, что нравственность, издревле присущая славянскому этносу, «не позволяет ему конкурировать с другими народами на ниве безнравственного извлечения прибыли», и в одном из своих выступлений В. Путин сказал, что «все наши проблемы сегодня упираются в нравственность» («Мера за Меру», 2002, № 32, № 42). В этой связи в КОБе подробно рассматриваются человеческий (нормальный), демонический, зомби-биоробот и животный психотипы личности. Для двух последних как раз и характерно безразличное отношение к каким-либо государственным интересам, к социальным (идеологическим) ценностям вообще. Равным образом это касается и т. н. раболепствующих «толпарей»-конформистов (по В. Белинскому «Толпа – это собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету»). Сейчас, например, из 150 тыс. органов самоуправления работают не более 0,3% и «демократы» небезосновательно озабочены этим фактом («АиФ», 2002, № 50, «Правое дело», 2002, № 37). И чем больше будет доля инертно-пассивных «недочеловеков» в обществе, тем труднее защищать национальные интересы от внешней экспансии, тем чаще будут совершаться различные революции. Хотя этот аспект проблемы и касается государственной безопасности, однако до сих пор у нас нет какой-либо статистики по учёту качества «человеческого материала».