В заключении я хочу повторить, что русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искусства XVIII века. Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др. Неизвестный пока мастер (скорее всего П.А. Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (завершена в конце 1760 гг.). Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло. В 1760-1770 гг., в “золотой век Екатерины II” меняются архитектурные и художественные вкусы, на смену пышному “елизаветинскому барокко” приходит классицизм.
3. Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко(на примере Новодевичьего монастыря)
Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко было охарактеризовано как преданием величества и богатства, так и своеобразием ансамбля, подчеркивающего престиж церкви, ее роль.
Ярким примером тому может служить один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы - Новодевичий монастырь.
С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля. В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.
В монастыре сохранилось 6 храмов: Смоленский собор, Успенская церковь при трапезной, Амвросьевская церковь при Ирининских палатах, 2 надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами, храм Покрова Богоматери, над южными воротами) и храм во имя преп. Варлаама и Иосафа в нижнем ярусе колокольни. Собор Смоленской иконы Божией Матери - старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 годах и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на 4 прясла по длине и 3 - по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор.
Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526 - 1530 годам. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания - периодом становления Российского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683 - 1686 годах мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым "со товарищи", резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.
После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.
Успенский храм Новодевичьего монастыря. Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь "храм, достойный Богоматери". Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника, и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.
Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительских монастырях. По завещанию Преподобного Сергия Радонежского у монашествующих ничего не было собственного, одежда и обувь получались "из казны", пища вкушалась за общей трапезой. Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно и то же время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов - столовых.
Такие, предназначенные для удовлетворения потребностей иноческой общины, помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм - трапезная. [4, С.93]
Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 году) длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. м) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.
Храм имеет 2 этажа: внизу помещается "теплая" церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - "холодная" (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.
Обе церкви и трапезная построены в 1685 - 1686 годах по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле. [12, С.82]
Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для московского (нарышкинского) барокко. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации). В 1976 году здание сильно пострадало от пожара, и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.
Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь. Его внутреннее оформление новое: существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Святой Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.
Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами.
В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов. Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для прочтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки). Надвратные храмы - Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1683 - 1688 годах) - над южным входом, трехглавый, с открытой террасой; в архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко и Преображения Господня (Спаса Преображения, 1687-1689гг.) - над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; 3 яруса нарядных окон, внутри - восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты под руководством К. Золотарева (1688г). К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (168301686гг.) - жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены - бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 - 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Здесь расположена экспозиция, посвященная Филарету: множество документов, несколько икон, яркая изразцовая печь. [12, С.115]