Заслуживает отдельного внимания Успенская церковь в селе Варзуга на Терском берегу Беломорья, построенная в 1674 году и являющаяся самым древним культовым сооружением Кольского полуострова. Для своего времени это было грандиозное сооружение. Её высота (34 метра) равна высоте одиннадцатиэтажного жилого дома, высота внутреннего помещения- 5,5 метров. [3)., стр. 35] Что особенно интересно, церковь эта строилась без единого железного гвоздя и скрепляющей скобы, с помощью самых простых инструментов (топор, отчасти долото, нож для отделки мелких деталей) и без каких либо механизмов. Особенностью этого типа шатрового храма является особая стройность здания, достигаемая, прежде всего соблюдением пропорции «золотого сечения»* и умело скомпонованным ступенчатым (трёхъярусным) переходом основного объёма к шатру. Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей, поэтому в её конструкции всё технически целесообразно. Стремясь обеспечить зданию долговечность, строители рубили его из наиболее стойкой древесины – сосны, нижние венцы срубов складывали из особо смолистых брёвен во избежание гниения. С целью гидроизоляции между брёвнами клалась прокладка из бересты. В любую погоду в церкви было сухо, несмотря на то, что с самого начала она была не отапливаемой. Конструкция сооружения была такова, что не было ни одного места, где бы вода задерживалась и скапливалась. [3)., стр.28] По такому принципу строилось большинство памятников деревянного зодчества, сохранившихся до наших дней именно по причине добротного строительства.
В городе Каргаполь на реке Онеге в XVI – XVII веках постепенно складывается самостоятельная архитектурная «школа», особенностью которой является исключительная устойчивость архитектурных решений, здесь часто встречаются «кубоватые» покрытия церквей. Примером таких храмов является: Никольская церковь 1679 года в селе Бережная Дуброва: четверик** несёт огромный «куб», в центре, на рёбрах и на обращённых по странам света гранях высятся девять глав.
С появлением в XVIII веке ярусных, кубоватых, пятиглавых, девятиглавых и ещё более сложных сооружений эволюция самобытных форм культового деревянного зодчества практически завершается. Его подлинной вершиной становится строительство многоголовых храмов, среди которых выделяется возведённая в 1714 году двадцатидвухглавая Спасо-Преображенская церковь на Кижском острове, недалеко от западного берега Онежского озера. Сочетая все традиционные для древнерусского деревянного зодчества приёмы, северные плотники-зодчие создали невиданный прежде архитектурный образ, полностью соответствующий времени своего создания. Согласно легенде, мастер Нестор, закончив строительство кижской церкви, воскликнул: «Николи не было и николи не будет» и забросил в озеро свой топор. [1) стр.17]
На Севере сохранилось несколько так называемых музеев под открытым небом, комплексов древнейших памятников деревянного зодчества. Среди них: прекрасный архитектурный ансамбль в Кижах, Усть-Кожский погост на реке Онеге и, конечно, музей деревянного зодчества под Архангельском. Здесь, в Малых Карелах, находится крупнейший в России музей под открытым небом, где собраны и демонстрируются свыше ста памятников народной деревянной архитектуры: крестьянские усадьбы, амбары, ветряные мельницы, колокольни, церкви и др.
Деревянная культовая архитектура древней Руси помогает лучше узнать традиционную народную культуру, раскрывает перед нами духовный мир наших предков. Однако, ничто не даёт такого яркого представления о жизни наших предков, как памятники гражданской архитектуры, в первую очередь, деревянные жилые дома.
2.2 Гражданское строительство
Плотницкое искусство на Севере было делом всенародным, поэтому традиционный северный крестьянский дом является ярким примером народной архитектуры.
Объём и планировка жилого дома определялась социально-имущественным статусом владельца, умением строителя, которым в большинстве случаев был сам хозяин, однако тип постройки был всё же единым. В экстремальных условиях жизни северян постепенно сложился местный «классический» вариант крестьянского дома, не встречающийся в центральных областях страны, и значительно более совершенный. Здесь сложный бытовой комплекс прекрасно продуман до мельчайших подробностей и приспособлен к суровым местным условиям. Для внешнего оформления дома использовалась резьба, а позднее роспись по дереву, коньковый брус кровли – «охлупень», всегда заканчивался скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы. Эти элементы имели не только художественный смысл, в них просматривается отложившаяся в народной памяти языческая символика «оберегов».[1)стр.22] Примеры крестьянской усадьбы, в прошлом распространённой повсеместно в северных селениях, сейчас можно увидеть Архангельском музее деревянного зодчества (например, дом крестьянина Пухова, дом боярина Щёголева, построенные в XIX веке). Многочисленные деревянные постройки конца XIX века и сейчас поражают нас своей прочностью в пинежском селе Карпогоры, мезенских Кильце, Заозерье и других северных сёлах.
По мере развития Русского централизованного государства, возникает необходимость исполнения крупных государственных заказов (строительство крепостей, храмов, больших гражданских зданий и др.). В связи с этим из среды наиболее опытных и одарённых крестьян и посадских людей выделяются профессиональные артели мастеров- плотников. Высокий уровень мастерства заключался ещё и в многовековом опыте, накопленном при строительстве деревянных сооружений. Эти знания каким-то образом обобщались и регламентировались правилами и расчётами, содержание которых до нас не дошло.[1).,стр.23] Только так можно объяснить феноменально быстрое возрождение городов после частых пожаров и войн.
3.Памятники каменного строительства
Ещё на заре истории древнерусского государства в необъятном море деревянных построек Севера появились первые каменные «островки». Ими были защищавшие посады или монастырские крепости. В эпоху петровских преобразований каменное строительство на Севере, как и повсеместно, в провинции, было прекращено. Слишком много сил отнимало у государства строительство новой столицы – Петербурга.
Уже в середине XVIII века начинается новый период подъёма каменного зодчества. Прежде всего, появляются новые типы гражданских сооружений: торговые ряды, учебные заведения, административные здания. Их облик нередко не совпадает с направлением художественного стиля, господствующего в это время в столице, так как архитектурная мода доходит сюда с большим опозданием.
3.1 Оборонительные сооружения русского Севера
Оборонительные сооружения и монастырские крепости стали появляться на северо-западе России значительно раньше гражданских построек. Первым таким сооружением стала крепость Старой Ладоги (XII века), оборонявшая дальние подступы к новгородским владениям на пути из Европы на юго-восток. Спустя почти два столетия вырастает вторая крепость на русском Севере – знаменитый Орлец на Двине, основанный в 1342 году. Он был свидетелем ожесточённой борьбы Новгорода и Москвы за обладание богатейшими землями Заволочья.
Позднее города и монастыри развивают каменное строительство, становясь при этом крупнейшими очагами культуры. Монастыри наряду с укреплёнными городами входили в общую систему опорных пунктов северного порубежья России. Они располагались или вблизи городов, дополняя систему их обороны, или стояли в глухих, но стратегически важных, хотя и мало населённых местах. Здесь, на далёком от центра страны Севере, власть в монастыре во много раз превосходила значение захудалых местных княжеских родов, а порою и власть государства. Немногие монастыри центральной России могли соперничать с этими крупнейшими феодалами Поморья, так как царская семья и придворная знать постоянно вносили богатые вклады в монастырские ризницы, рассчитывая на их защиту и помощь.
Одним из самых могущественных монастырей считался Соловецкий, основанный ещё в первой половине XV века. Особенно возросло его стратегическое значение после открытия торгового пути из Европы в северные русские гавани Колу, Холмогоры, Архангельск. В связи с этим на месте старых деревянных стен в конце XVI века возвели каменные. Средневековое русское зодчество ещё никогда не создавало ещё столь поражающую воображение твердыню: нагромождения гигантских валунов, перемешанных с узкими полосами кирпичной кладки и образующих массивные стены и увенчанные шатрами огромные пирамиды башен. В этом сооружении зодчество настолько слито с окружающей природой, что воспринимается как её прямое продолжение и завершение. В дальнейшем здесь была одна из самых страшных тюрем, где содержались самые важные преступники. Крайний северный форпост, он был фактически владыкой Беломорья; за свой счёт содержал стрелецкий гарнизон, вооружал крепости в своих владениях на материке, много строил, имел свой флот. В 1637 году с ликвидацией Соловецко-Сумского воеводства игумен монастыря, по существу, превратился в «северного воеводу» России – факт в русской истории исключительный.[1), стр.26]
В центре обширных земель Белозерья, на вологодской дороге, соединяющей Москву с Севером, в 1397 году был основан Кирилло-Белозерский монастырь. Расположенный на важных торговых путях, он рос и богател под покровительством московских князей. В 1523 году началось строительство каменных укреплений монастыря, которое продлилось до XVII века. Кроме того, что монастыри выполняли оборонительную функцию, они были центрами искусства: здесь создавались прекрасные произведения станковой живописи, которые лаконично сливаются с архитектурой храмов.