Пройдясь пешком можно быть, заворожен лабиринтом узких улочек в старой части города. Прогуливаясь по ним можно оказаться перед величественной мечетью Джума- Джами, перед затейливо-прихотливым зданием кенасы. А можно отыскать средневековый монастырь дервишей или натолкнуться на турецкую баню. Ближе к морю вам встречаются здания бывших миллионеров, запечатлевшие их архитектурные фантазии. А далее путьпройдёт по набережной, там, где в пышной зелени парков привольно раскинулись дворцы здоровья - санатории и дома отдыха, пансионаты.
Причудлив и разностилен архитектурный облик Евпатории. На нём печать разных эпох, здесь соединились в своеобразный ансамбль памятники разных народов. В городе выделяются три ярко выраженных стиля застройки: современные здания, дореволюционные дачные постройки и так называемая старая часть города с узкими и кривыми улочками. Каждая из трёх частей города существует как бы обособленно, всё это самостоятельные исторические комплексы. Кажется, будто побывал в трёх разных городах, отделённых друг от друга несколькими десяткими метров: сре6дневековом, дореволюционном и современном. И в каждом из них есть свои примечательные архитектурные сооружения.
В старой части города. Перед взором возникаут очертания бывшей татарской крепости Гёзлёв.
Как и все мусульманские города, Гёзлёв застраивался хаотично, без какой-либо заранее продуманной планировки. Задача архитекторов (обычно турецких) ограничивалась лишь строительством того или иного здания. Вот почему в подобных ситуациях видно сеть кривых узких улочек, порою заходящих в тупик.
Легко проследить границу старого города, по которой некогда тянулась мощная оборонительная стена, окружённая глубоким рвом. Если вы пойдёте по улице Революции, затем свернёте на улицу Караева, далее - на улицу Интернациональная, не доходя до рынка выйдете на улицу Дмитрия Ульянова, Пионерскую и вновь повернёте на улицу Революции, то обогнёте границу старого города, имевшего форму пятиугольника.
В старой части города сохранилось не много памятников архитектуры, но каждый из них уникален. Центральное место занимает мечеть Джума-Джами, сохранившаяся на территории нашей страны.
Здание отличается смелостью архитектурного решения, оригинальности планировки, лаконичностью и пропорциональностью форм. В своё время о создании мечети ходили легенды. Согласно одной из них, мастер по имени Сеид-Балли-эфенди за одну ночь построил мечеть, а к утрузакончил свой грандиозный труд. Другие предания приписывают авторские права на Джума-Джами придворному художнику и шуту хана Менгли-Гирея некоему Мен-Арслану. Однако подлинным её создателем является всемирно известный турецкий зодчий Ходжа Синан.
Творчество Ходжи Синана относится к классическому стилю. Им были построены сооружения, пользующиеся мировой славой: мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне. Ходжа Синан прожил долгую жизнь – около ста лет. Грек по происхождению, уроженец деревушки Агирна близ города Кайсери (в Турции), он получил первоначально военное образование, затем вступил в корпус янычар, где учили не только военному, но и фортификационному искусству. Во время военныхпоходов Синан проявил себя незаурядным строителем, и султан назначил его старшим архитектором. С этого времени начинается активная деятельность выдающегося зодчего.
Как и многие представители эпохи Возрождения, Ходжа Синан был разносторонне образованным человеком – архитектором, военным инженером, астрономом. Всего им построено в различных городах Турции и за её пределами около 330 построек, в том числе 131 мечеть (81 собораня и 50 малых), 55 медресе, 19 мавзолеев, 5 акведуков, 17 караван-сараев, 14 минаретов, 31 дворец, 35 бань.
Евпаторийская мечеть Джума-Джами числится в списке сооружений Ходжи Синана под номером 77. По словам очевидцев, она была самой большой и красивой в городе и одной из лучших в Крыму.
Мечеть предназначалась для важного и торжественного в жизни Крымского ханства события. Крымские ханы, получавшие в Стамбуле права на ханство(фирман), прибывали сначала в Гёзлёв, где фирман обнародывался. Церемония эта происходила в мечети Джума-Джами. Лишь после оглашения фирмана хан следовал в свою резиденцию в Бахчисарай.
После обнародования фирмана хан расписывался в специальном акте, который хранился в мечети. А. Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., оставил свидетельство о существовании такогоакта, подписанного 18 ханами. Девлет-Гирея , поэтому его принято считать основателем мечети.
Вопрос о времени строительства до сих пор остаётся спорным. Согласно последним данным, мечеть строилась длительное время, вероятнее всего в 1552-1564 гг.
Джума-Джами означает в переводе “пятничная мечеть”. Пятница у мусульман – праздничный день: в этот день по рпеданию родился пророк Магомет.
Храм представляет собой сооружение, в плане приближающееся к квадрату. Центральная часть его перекрыта мощным сферическим куполом диаметром 11,5 метра. С западной и восточной сторон к основному объёму пристороены двухэтажные галереи, увенчанные малыми куполами, по три с каждой стороны. В северной части к основному зданию примыкает притвор с пятью куполами. Композиция мечети построена на постепенном нарастании архитектурных объёмов кверху, где на высоте 20 метров покоится главный купол. Всей своей массой он опирается на сферические паруса и подпружные арки. Распор передаётся на четыре мощных столба. Малые купола конструктивно выполняют роль своеобразных контрфорсов.
В квадратном помещении главного здания происходило богослужение. Южную стену урашает открытый алтарь (михраб), свод которого выполнен из резного сталактита. Справа от михраба расположена высокая кафедра – мимбер, где во время службы находился мулла. Свет, проникая через 16 окон, прорезанных в основании купола, заполняет помещение мечети. От этого купол кажется легким, как бы невесомо парящим. При исследовании мечети установлено, что притвор, расположенный с северной стороны, - позднейшая пристройка. Первоначально здесь была открыта галерея с арками, опиравшимися на мраморные колонны.
О внешнем виде мечети ханского периода мы можем судить по рисункам архитектора Гесте, сделанному в 1798 г8. С запада на восток к мечети примыкали два 35-метровых минарета, которые придавали всему ансамблю строгость и торжественность.
Образцом для Джума-Джами послужила в известной мере знаменитая Айя-София В Константинополе. Сочетая архитектурные приёмы Византии с формами мусульманского Востока, Ходжа Синан создал замечательное по своей простоте и пропорциям сооружение.
В настоящее время производится полная реставрация мечети с восстановлением недостающих детадей и освобождением от всех позднейших наслоений. После реставрации творение Синана предстанет в своём первоначальном виде, радуя взоры многочисленных посетителей. Согласно проекту здесь откроется филиал краеведческого музея.
В Евпатории на улице Красноармейской сохранилась весьма примечательный памятник османской архитектуры 16 в. – турецкая баня.
В жизни народов Востока бани играли важную роль: они представляли собой, как в свое время античные и византийские термы, сооруженияобщественные, своего рода клубы, особенно любимые женщинами. Здесь они проводили свободное время, показывая друг другу наряды, распевая песни, угощаясь сластями и прохладительными напитками. Баня была для восточной женщины, пожалуй, единственным местом, где она чувствовала себя свободной от муржского деспотизма. Строителю приходилось учитывать все: сооружение должно было сочетать уют, красоту помещений с их прочностью и другими практическими требованиями (устройство отопления, водопровода и т. д.), поэтому строительство бань требовало болького искуссвта и было доступно лишь зодчему самой высокой квалификации.
Евпаторийская баня – многокупольное здание. Его отличают прежде всего простота архитектурных форм и надёжность в эксплуатации. Внутрення планировка соответствует общей схеме, по которой строились все турецкие бани: предбанник, промежуточное помещение служилоа также местом отдыха. Освещалась баня через круглые окна, прорезанные в куполах.
Стены здания очень толстые, сложены из бута и местного известняка-ракушечника, на растворе, отличающемся прочностью. За 400 лет существования баня несколько раз подвергалас реставрациям и переделкам. Предбанники, некогда перекрытые высокими куполами, в настоящее время имеют плоские перекрытия. Мраморные полы почти полностью заменены метлахской плиткой или бетоном.появилась пристройка – котельная, а средневековый водопровод уступил место железным трубам.
Турецкая баня в Евпатории по своим архитектурным формам и техническому решению очень близка феодосийской, построенной Синаном и до наших дней не сохранившейся.
В юго-восточной части города находится ещё один интересный памятник средневековой архитектуры – келье дервишей, иначе говоря – мусульманский монастырь. Как и действующая турецкая баня, памятник этот в Крыму единственный.
Текие дервишей – центрально-купольное сооружение, в плане представляет квадрат, вокруг которого распологались многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение путём среза углов переходит в восмигранник, он завершается куполом с шатровой крышей. Интерьер здания текие поражает широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диасферических парусов и подпружных арок передаётся на мощные (толщиной более метра) стены.
Кельи дервишей лепятся вокруг здания одна подле другой. Они представляют собой небольшие, невысокие помещения, перекрытые плоскими сводами, каждое с небольшим щелевидным окном. Войти в келью ожно былолишь из центрального помещения.
В простой и оригинальной композиции и внутренней планировке текие сказалось большое мастерство архитектора. К сожалению, нет никаких письменных сведений ни об истории монастыря, ни о его авторе, ни о дате постройки.. исходя из общего архитектурного решения и конструктивной схемы, мы вправе отнетси это сооружение к 15 – началу 16в.