Неподалеку и немного позади от мавзолея Сайфеддина Бохарзи стоит мавзолей Буян-Кулихана второй половины XIV в. В плане он также делится на два купольных помещения, в толще его боковых и тыльной стен на половине высоты кроется глухой темный коридор неизвестного назначения. Портал его, как и в соседнем здании, выступает лишь по высоте фасада. Миниатюрная постройка была внутри и снаружи покрыта чудесным декором глазурной резной терракоты. Еще только слабо намечавшийся в XII в. этот вид орнамента достигает здесь полного расцвета. Глубокая резьба передаст растительные мотивы, заключенные в геометрическую основу узора. Облицовки выдержаны в голубой гамме: преобладает чудесный зелено-голубой оттенок морской воды, дополненный марганцево-синим и белым. Тромпы главного купольного помещения заполнены сталактитами, выполненными также в технике резной поливной терракоты. Хотя памятник сохранил лишь малую долю своих глазурных облицовок, достоинства резного поливного декора выдвигают его в ряды лучших произведений среднеазиатской архитектуры.
В близком соседстве с мавзолеем Саманидов расположен Чашма-Люб (источник Иова) — мавзолей какого-то видного лица, возведенный (точнее перестроенный) в 1379
385 г. 15 вестибюле вырыт колодец — отсюда народное название постройки. Облик этого здания необычен для Бухары. Конический купол на цилиндрическом барабане выдаст руку ургенчского зодчего — в те годы Тимур собрал зодчих из покоренного им Хорезма, и хотя они были заняты на постройках его родного Шахрисябза, не исключено участие кого-либо из мастерок в обновлении бухарского мавзолея, начальное возведение которого предание относит к XII в. Во всяком случае, только один этот памятник остался в Бухаре от времени правления Тимура.
Мало в Бухаре построек из времени Тимуридов, больше строивших в Самарканде XV и. Однако в XV в. и здесь возведены два крупных сооружения.
Отстроена заново соборная мечеть Бухары — мечеть Калян, первоначально здание XII в., которому принадлежал одноименный минарет. Композиция здания характерна для больших мечетей Средней Азии, Ирана, Афганистана: прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями с четырьмя высокими порталами. Галереи покрыты куполами на столбах квадратного сечения. Парадный портал выходит на прилежащую площадь, а против входа находится закрытый зал под глазурным бирюзовым куполом на барабане. Порталы одеты поливным декором-майоликой и мозаикой. Висячий мостик соединяет крышу мечети с винтовым ходом минарета Калян. Огромное сооружение занимает площадь 127 • 78м.
Просвещенный правитель Улугбек построил в XV в. три больших медресе (школы). Одно из них, старейшее из сохранившихся в Средней Азии, закончено и 1417 г. Оно стоит в центре Бухары. Формы здания стали эталоном для всех позднейших крупных зданий этого назначения, развивающих отправной бухарский прототип. Во двор ведет сводчатый портал, по обе стороны которого расположены купольные залы — мечеть и аудитория; дно с порталами на главной оси огибают в два яруса худжры — кельи учащихся, сводчатые и открытые на фасад рядом арок. Углы главного фасада закреплены круглыми башнями, а участки между порталом и башнями заняты в два яруса арками. Фасады украшены изразчатой мозаикой и майоликой. Арка внешнего портала обрамлена жгутом, что характерно для XV в. Створки массивной двери наборной работы покрыты прекрасной резьбой, сочетающей элементы геометрического и растительного узоров с надписями.
Самый полный расцвет выпал на долю Бухары в XVI и. (1530 г.), когда она стала центром государства Шснбанпдов. Центр политической и культурной жизни обширной державы, опора суннитского богословия всего Ближнего Востока и средоточие его святынь, город переживал невиданный расцвет. Территория города, расширенная и заново окруженная стеной периметром до 10 км, достигла современных размеров;
окончательно сложился облик (феодальной Бухары с бегущими от старого ядра к воротам извилистыми улицами и вкрапленными среди плоскокровельных жилищ монументальными купольными постройками. Участки глинобитных городских стен с воротами Шейх Джаляль сохранились доныне. Значительное внимание уделялось благоустройству города, который застраивался крытыми рынками и банями, снабжался водой магистрального канала Шахруд. Водоемы-хаузы отмечали в плане города узлы, где особенно интенсивно кипела городская жизнь. Их ступенчатые берега выложены камнем вода подавалась мраморными лотками в форме головы льва или дракона. Вдоль узких улиц у фасада медресе и мечетей выделялись разгрузочные площади-карманы. Зодчие XVI в. придавали большое значение ансамблю, в городской черте и пригородах создаются прекрасно решенные комплексы. В Бухаре много ансамблей „кот" (буквально - „пара") из поставленных на одной оси навстречу друг другу зданий. Так, в сердце города возник замечательный ансамбль мечети Калян и медресе Мири-Араб (1535/6 г.). Крупное двухэтажное медресе с четырьмя дворовыми порталами вмещают 110 худжр. План его значительно усложнен сравнительно с планами построек XV в. — срезанные углы двора образуют вход в угловые помещения, ниша входа граненая;
красота рисунка и совершенные пропорции ставят этот памятник вне сравнения с другими медресе. Два зала, мечеть-аудитория и усыпальница покрыты куполами. Па пересекающихся арках, над которыми высятся внешние лазоревые купола. Изразцовый мозаичный декор главного и дворовых фасадов создан еще целиком в традициях прошлого столетия, но появились и новые черты. Вкрапление майоликовых вставок в алебастровую лепку полукуполов дворовых порталов, декоративные плоские купола ведущих во двор коридоров с кладкой шлифованного кирпича и бирюзовой сеткой швов, заполненных полосками изразцов. К XVI в. относится портал мечети Калян, датированный в надписи 1514 г. Так из разновременных частей сложился один из лучших ансамблей среднеазиатского зодчества.
К первой половине XVI в. относятся в Бухаре две небольшие приходские мечети. Они состоят из зала, обнесенного но двум сторонам деревянным портиком-айваном. Извне только фасады, осененные портиком, несут одноцветный стуковый декор, внутри — многоцветное богатство глазурей и царственный „кундаль", украшавший так щедро постройки Тимуридов. Эта орнаментальная техника заключается в том, что на поверхность стены, чаще по синему фону, наносится кистью раствор особой красной земли, образующий выпуклые линии узора или надписи, которые затем покрываются золотом. Постройки различаются планом и конструкцией покрытия. Зал мечети Ходжа Заинеддина квадратный и покрыт куполом, зал мечети Палянд прямоугольный с расписным деревянным плафоном, подвешенным на цепях к мощным балкам покрытия (кровля земляная). Еще и в XX в. квартальные мечети Бухары, да и других городов, строились по типу этих двух памятников XVI в.
Правление энергичного Абдуллахана II (с 1557 г.), удачливого полководца и дальновидного политика, в строительстве наступает решительный перелом. Меняется, прежде всего, направленность строительства. Идеалом становится не грандиозное и уникальное, как при Тимуре и Тимуридах, по массовое и целесообразное. К новым задачам приспосабливаются достижения прошлых веков: пересматриваются объемно-планировочные схемы, более широко трактуются формы, декор становится более экономичным, хотя и более многообразным. Развивая инженерные идеи XV в., зодчие в то же время выступают как смелые новаторы, ниспровергая каноны предыдущего столетия: упраздняется громоздкий внешний купол, что благоприятно сказалось на сейсмостойкости зданий, архитектура вновь обрела утраченное единство форм и конструкции. Развиваются формы пересекающихся арок и щитовидных парусов, которые образуют плавный сетчатый переход к скуфье купола. Разработана масса вариантов декоративных куполов с укладкой шлифованного кирпича ,,в елочку", с причудливыми изломами граней, изразцовыми мозаичными вставками (такие купола и полукупола венчают двора).Зодчие отказываются от изразцов и росписи, создавая в больших помещениях „белый интерьер", прелесть которого заключена is пластической форме покрытия со световым фонарем в вершине купола. Появляется двухцветная стуковая мозаика „часнак". На фасаде майолика уступает место новым видам декора — сборным мозаикам, изразцовым или составленным из шлифованных кирпичиков с голубой и синей глазурью по швам.
В 1568,9 г. отстроено медресе Кукельташ, самое крупное в Средней Азии, — оно занимает площадь 86 /, 69 м и насчитывает до 130 худжр. Здание не отличается особыми достоинствами плана или общей композиции, а отделка его не была закопчена. Но великолепные купола мечети и аудитории представляют лучший образец объемного решения ,,белого интерьера", а плоские декоративные купола над проходами во двор исключительно богаты но формам. Оригинальная особенность медресе — аркады но второму этажу боковых фасадов. Спустя полстолетия на западной части города сложился ансамбль, известный под именем Кот-медресе. Небольшое и скромное медресе Модари-хан (матери Абдуллахана) построено в 1566-7 г., медресе Абдуллахана — в 1588—1590 гг. Косая постановка первого здания относительно улицы отразилась в плане постройки. Медресе Абдуллахана но формам и декору - типичное произведение своего времени. В сложном плане выразились напряженные поиски новых решений — западный портал ведет в октогональный купольный зал, куда открыты ниши комнат первого и второго этажей, на северной стороне двора другой узел помещений, разбитых поэтажно; детально разработан план угловых многокомнатных групп. В мечети купол покоится на пересекающихся арках с рельефным звездчатым узором. Прекрасно выполнены резные двери наборной работы.