Арочный вход ведёт из фонтанного дворика в Малую мечеть, построенную в XVI в. в византийских традициях. прямоугольной формы здание ориентировано для мечети необычно: продольно осью в направлении восток-запад, но михраб устроен, как требует ислам: в южной продольной стене, а вход – в северной стене.
Одна из дверей Фонтанного дворика ведёт в Летнюю беседку, или Альгамбру, названную так по имени мавританского дворца в Испании, славившегося беседками и фонтанами. Автором её, как и фонтана Слёз, является Омер. Альбагамба – квадратного плана павильон с круглыми колоннами, несущими второй этаж. Потолок деревянный расписной, пол мраморный, с квадратным бассейном и фонтаном посередине, тоже из белого мрамора.
Е.В. Крикун отмечает, что изначально беседка имела решетчатое бамбуковое ограждение, была увита виноградом и розами.[41]
Из летней беседки можно попасть в Бассейный садик: вытянутый вдоль восточного фасада главного корпуса и соединенный на одной оси трубами. В этом отгороженном с трёх сторон высокой каменной стеной, журчит вода в мраморном желобе, украшенном изображением резвящихся рыбок, а у южной стороны «плачет» беломраморный фонтан – дубликат фонтана Слёз.
Широкая деревянная лестница ведёт из фонтанного дворика на второй этаж, в Посольский зал, высокий и просторный – одно из наиболее просторных помещений дворца. Ранее пол был мраморный, а теперь покрыт досками. Потолок деревянный и расписан голубым цветом с золотом и отделан столярными мозаичными украшениями.
Парадная дверь в конце зала приводит в гостиную хана Крым-Гирея, называемую и Фруктовой беседкой, и Золотым кабинетом. Через два яруса витражных окон сюда поступал свет, а в четвёртой стене – входная дверь, высокий камин, встроенный шкаф. Стены расписаны архитектурными деталями с позолотой, лепными алебастровыми вставками, изображающими под натуру фрукты в вазах, поэтому и пошло название гостиной – «Фруктовая».
Ещё одной значительной комнатой Ханского дворца является Кофейная комната. В ней находятся две яруса витражных окон, ориентированных на юг и запад, т.к. комната угловая. Здесь же располагается встроенный шкаф для кофейной посуды и неприметная дверь, ведущая вниз по узкой деревянной лестнице, в комнату евнуха и гаремный сад[42].
Гаремный комплекс до наших дней не сохранился, т.к. был уничтожен пожаром 1736 г. Единственное, что дошло до наших дней – комната Екатерины II, однако в данный момент эта комната является закрытой и находится в крайне тяжёлом состоянии, т.к. требует капитального ремонта.
Большой вклад в реставрационные работы внёс архитектор ХIХ в. Колодин. Он сумел отобразить и сохранить первоначальный вид того, что реставрировал.
Ещё одной посторойкой, о которой стоит упомянуть является Емиль-Джами построена по желанию супруги Крым-Гирей-хана (1764-1768), на что указывает сохранившаяся внутри на одной из стен надпись: «Диляра, Божья милость на неё, год 1178 (1764). Кроме этого У. Боданский приводит как доказательство легенду, в которой Диляра завещала её похоронить в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна её любимая мечеть Емиль-Джами. Из окон мечети действительно открывается вид на горы и на город, а налево виден мавзолей Диляра-Бикеч… На фасаде мечети работал Омер, который и жил при дворе.[43]
У. Боданский говорит, что уже при нём рассматриваемая мечеть не функционировала, т.к. кто-то убил имама, а в к. ХIХ в. здесь функционировала школа (мектеб). Исследователи считают, что мечеть была роскошной, т.к. находилась в самом центре города, где жила знать. В плане мечеть представляла собой четырёхугольник, к восточной стороне которого присоединялся минарет. Здание перекрыто четырёхскатной крышей с черепицей ярко-изумрудной поливы, поэтому и название мечети переводится как «зелёная».
Со стороны южного фасада, обращённого на юг, имелся вход прямо во двор мечети, ко входу вела каменная лестница, которой уже нет. В начале ХХ в. по свидетельству У. Боданского вход в мечеть был с западной стороны. С южной стороны на оси здания находится михраб со сталактитовой обработкой, испорченная позднейшей раскраской.
В мечети имеются фрески под названием «Три мечети». Автором их является Омер. Например, розы и цветы на арках отлично нарисованы и расписаны в принятых розоватых тонах; на арках и стенах – стихи из Корана, написанные графически безукоризненно чёрной краской по белому полю[44].
Как ни странно, однако, никто из исследователей, работами которых мы пользуемся, об этой мечети не упоминает.
При рассмотрении данной главы мы приходим к следующим выводам:
1. В Гезлёве в наши дни действует со времён средневековья мечеть Джума-Джами. Автором её является архитектор Синан. Средневековые бани, часть текие дервишей и крепостные ворота находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации.
2. В Солдайе наиболее выдающимся сооружением XIV в. является Судакская крепость, которая была построена в то время, когда на территории указанного города находились генуэзцы. Когда же Османская империя сделала вассалом Крымское ханство, судакская крепость, расположенная в хорошо защищённом месте стала служить татарам.
3. Солхат- столица Крымского ханства до перенесения её в Бахчисарай в сер XV в. Здесь одним из выдающихся памятников татарской архитектуры является Мечеть Узбека и рядом расположенное с ним медресе (духовное училище мусульман). К этому же периоду относится Коршун-Джами, название которой переводится как «свинцовая мечеть». Эта мечеть интересна тем, что при её постройке в расстоянии между камнями клали свинец, замазывая таким образом щели.
4. Крымскотатарская архитектура Кафы представлена большим количеством мечетей, что связано с исламизацией населения. Самой распространённой среди которых является мечеть Муфтий-Джами.
5. Самым большим наследием крымскотатарской архитектуры периода средневековья, дошедшим до нас, остаётся архитектура Бахчисарая,
на территории которого сохранились практически все построения периода Крымского ханства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев данную тему, мы уделяли внимание практически всем архитектурным сооружениям, построенным на территории таких городов как: Гезлёв, Солдайя, Солхат, Кафа, Бахчисарай, а также общую характеристику крымско-татарских сооружений. В некоторых из перечисленных городов работал известный в то время архитектор Ходжа Синан. В частности, он построил мечеть в Гезлёве, а его последователи работали в Кафе. Ещё одним выдающимся мастером того времени, творившим в Бахчисарае являлся Омер. Позже, уже во времена Таврической губернии нередко в строительной компании фигурирует имя архитектора Колодина, проводившего реставрации в мечетях и в Ханском дворце, пытаясь не нарушать первоочерёдный вид сооружений.
В наше время практически все строения рассматриваемого нами периода находятся в критическом состоянии. Средств, выделяемых государством на ремонт их недостаточно и с каждым годом у нас всё больше шансов потерять то ту или иную архитектурную постройку. Даже знаменитый во всём мире Ханский дворец, требует капитального ремонта, а многие его ранее действовавшие комнаты просто закрыты для посетителей. В современной Евпатории лишь мечеть Джума-Джами выполняет свою функцию, но и у той обсыпается известь со стен, на цементных ступеньках, которые ведут на второй этаж стирается краска. Правда, перед входом в неё лежит куча песка, что свидетельствует о том, что её начинают реставрировать. Однако, неизвестно, на какой период растянется эта реставрация. В намного худшем состоянии находится текие дервишей. В ней отреставрирован лишь центральный вход, что же касается минарета и здания, находящегося около него, так они стоят полуразрушенные, а вокруг них растёт полуметровый бурьян. О состоянии турецких бань, мы к сожалению, ничего не смогли узнать, но судя по внешней стене забора, оно невнушительно. Что же касается современного состояния Кафы, Солхата и Солдайи, то скорее всего, оно неособо отличается от выше описанных архитектурных построек.
1. Архитектурно-археологические исследования в Крыму / Под ред. А.И. Баранова, В.Н. Даниленко, Е.А. Паршиной и др.-К.: Наукова думка, 1988. – 163 с.
2. Боданский У. Бахчисарайские памятники. – Симферополь: Типография Таврическаго Гебернскаго Земства, 1916. – 6 с.
3. Буров Г.М. Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. - 1994.- №5. – 68 с.
4. Гармаш П. Крым: Путеводитель. – Симферополь: Вояж, 1998. – 84 с.
5. Домбровский О., Сидоренко В. Солхат и Сурб-Хач. – Симферополь: Таврия, 1978. – 125с.
6. Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму/ Под ред. Л. Литвиновой. – Симферополь: Крым, 1966. – 190 с.
7. Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида – Гезлев – Евпатория. – Симферополь: Таврия, 1977. – 125 с.