Смекни!
smekni.com

Строительное производство: бережливый подход (стр. 2 из 3)

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Для выяснения проблемных областей организации строительства в России и, соответственно, определения возможных направлений совершенствования деятельности целесообразно обратиться к так называемому бережливому строительству - новому направлению менеджмента качества в строительстве, которое с середины 1990-х гг. получает все большее распространение. При проведении такого анализа особенный интерес представляет уровень новизны предлагаемых подходов по сравнению с тем, что уже известно, и степень ее возможного воздействия на конечные результаты выполнения проекта строительства. Для российских строительных компаний принципы бережливого строительства должны представлять значительный интерес, т.к. их применение позволяет существенно улучшить результаты работы. Существуют данные, что даже в развитых странах необязательные потери (те, которые могут быть устранены) составляют не менее 5–10% от общей стоимости строительства [6]. Можно предположить, что необязательные потери составляют не менее 10–20% от стоимости строительства, поскольку уровень управления такими проектами в России существенно уступает западному. Устранение таких потерь означало бы ежегодную экономию сумм, исчисляемых многими миллиардами рублей. Ввиду многозначности термина организация следует определиться с этим понятием. В рамках статьи под организацией строительного производства мы будем понимать деятельность участников проекта строительства по созданию, поддержанию функционирования и непрерывному совершенствованию новой (создаваемой специально для реализации конкретного проекта) производственной системы, предназначенной для выпуска строительной продукции - ожидаемого результата данного проекта.

Как было отмечено выше, для осуществления строительства необходимо обеспечить наличие всех материальных факторов строительства (разрешительной, проектной, рабочей, организационно-технологической и другой документации, материалов, труда, машин, оборудования и т.п.), иначе говорить о строительстве, качестве, производительности нет смысла. Тем не менее каким бы важным ни был этот срез организации строительного производства, больший интерес представляет иная проблема: обеспечение такого уровня координации этих ресурсов, который с высокой вероятностью гарантировал бы достижение основных целей проекта строительства при высоком качестве и производительности всех видов работ. Должная координация работы многочисленных участников проекта выступает в качестве предпосылки, предварительного условия наличия на строительной площадке всех требуемых ресурсов необходимого качества при максимально приемлемых затратах в заданные сроки.

В рамках бережливого производства предложено своеобразное руководство (guidelines) по организации строительного производства [5]. Это руководство носит самый общий характер, и его не следует рассматривать как список требований, которые обязана выполнять каждая строительная организация. В документе обозначены темы, над которыми полезно поразмышлять каждому участнику проекта. В ходе изучения руководства компания должна задать самой себе простой вопрос: делаем ли мы что-нибудь для организации бережливого производства? Для структуризации своих предложений по организации строительства его основатели возвращаются к вопросу о целях строительства. Одна из них очевидна: объект должен быть построен в срок при соблюдении требований к качеству, установленных в документации. Сторонники бережливого строительства предлагают две другие важные цели, к достижению которых нужно стремиться при реализации каждого проекта:

1) максимизация ценности, создаваемой в проекте;

2) снижение всех видов потерь. Хотя и эти цели могут показаться вполне естественными, они требуют более подробного рассмотрения, т.к. бережливое строительство обращает внимание на массу деталей, которые попадают в поле зрения руководителей отечественных предприятий далеко не всегда.

Максимизация ценности, создаваемой в проекте

Важнейшая цель любого проекта состоит в том, чтобы в итоге потребитель приобрел ценность, которая бы окупала средства, потраченные на реализацию проекта. Иными словами, потребитель должен быть уверен в том, что он правильно потратил свои деньги. Данный принцип просто провозгласить, но осуществить его на практике очень сложно. Именно поэтому сторонники бережливого строительства разрабатывают пути достижения этой цели. В обобщенном виде результаты поисков приведены в рис. 1.

Рис. 1

Данная таблица представляет собой карту, в которой отражены направления поиска новых возможностей для совершенствования работы строительных организаций в области максимизации ценности для потребителей. Публикации на эту тему раскрывают и детализируют способы улучшения работы по конкретному направлению. Разумеется, в рамках одной статьи невозможно осветить все вопросы, поэтому выделим наиболее принципиальные моменты.

Вопрос о максимизации ценности, создаваемой в проекте, актуален прежде всего на этапах прединвестиционной, предпроектной подготовки строительства. Именно на этих этапах выясняют, что конкретно требуют заказчики и другие заинтересованные стороны, а результаты этого анализа фиксируют в соответствующей документации (вплоть до рабочих чертежей). Эти моменты могут показаться очевидными, но есть большое количество нюансов, которые далеко не всегда учитывают в практической деятельности.

Во-первых, максимизация ценности затруднена из-за того, что у любого проекта строительства, как правило, имеется большое количество заинтересованных сторон: заказчик, инвестор, генподрядчик, подрядчики, генпроектировщик, поставщики, эксплуатирующие органы, местные объединения и граждане и многие другие. Возникает вопрос: на чьи интересы должны сделать акцент участники проекта? Первый приходящий в голову ответ: максимизировать нужно ценность для организации, которая непосредственно платит деньги данному участнику. Однако практический опыт показывает, что это приводит к субоптимальному функционированию всей расширенной строительной организации. Иными словами, за те же деньги можно было бы создать большую ценность для всех участников проекта или ту же ценность при меньших затратах.

Так возникает задача согласования интересов участников проекта. На практике этого достигают посредством организации определенных процедур взаимодействия и применения ряда инструментов, которые предполагают высокий уровень доверия участников, раскрытия информации, иногда конфиденциальной. Ясно, что в ряде случаев такое взаимодействие трудно выстроить в силу объективных причин (хотя субъективных также предостаточно).

Пожалуй, самый проблемный момент такого взаимодействия вызван процедурой отбора участников проекта. В значительном числе случаев, особенно в российской практике, отбор осуществляется на основании единственного критерия - цены договора. Чем меньше запросила организация за свою работу, тем лучше. Ясно, что такая практика порочна, а дешевизна иллюзорна. Одна из ключевых причин - невозможность выстроить долгосрочные доверительные отношения между участниками, в результате чего и можно научиться создавать превосходную ценность для многих, снижать затраты, повышать качество и производительность. Предлагаемое решение состоит в том, чтобы развивать долгосрочные доверительные отношения, несмотря на временный характер расширенных строительных организаций.

Другая принципиальная проблема состоит в том, что даже в тех случаях, когда критерии максимизации ценности четко определены, участники проектов должны быть готовы к тому, что восприятие ценности и соответствующие требования будут неоднократно меняться по ходу проекта, какой бы тщательной ни была предшествующая проработка. Разумеется, в таких ситуациях есть соблазн оправдаться условиями договора, положениями проектной документации: раз это нигде не записано, то и о выполнении изменившихся требований не стоит и говорить. Однако передовые компании вопрос ставят иначе: с самого начала взаимодействие участников проекта нужно выстраивать таким образом, чтобы как можно раньше обнаружить эволюцию восприятия ценности заинтересованными сторонами. Для этого используют самые разнообразные приемы: тесное сотрудничество в процессе определения содержания проекта, внимание к вопросам повышения ценности на рабочих совещаниях, работе в межфункциональных командах, внимание ко всем стадиям жизненного цикла возводимого объекта и др.

С сожалением приходится констатировать, что совместная работа на таких принципах по-прежнему встречается в практике российских строителей весьма редко. Зачастую отношения между участниками строительства носят антагонистический характер. Практика перекладывания своих проблем на кого-то другого весьма распространена. Люди работают изолированно друг от друга, слабо представляя последствия своих действий, или просто игнорируют возможный результат. К примеру, проектные организации обычно мало интересуются тем, с какими трудностями может столкнуться подрядная организация, когда приступит к воплощению в жизнь проектных решений. Ошибки проектирования могут быть просто удручающими, а в случае их выявления уже в ходе строительства проектировщики приводят свой последний аргумент: качество нашей документации не вызывает сомнений, т.к. она прошла государственную экспертизу. Однако каждому ясно, что факт прохождения документацией государственной экспертизы нельзя рассматривать как показатель высокого качества. Государственная экспертиза может лишь подтвердить, что в проектной документации отсутствуют совсем уж откровенные ошибки. Иначе говоря, от государственной экспертизы проектной документации до подлинного качества строительства лежит очень длинный путь, а желание проделать этот путь возникает далеко не всегда и не у всех.