Рассмотрим применение различных видов художественного стекла в архитектурно-декоративной отделке интерьеров общественных зданий -метро, театров, храмов и т.п.
Художественно-декоративное стекло в архитектурной отделке внутренних интерьеров.
Изготовление из стекла различных архитектурных деталей и предметов убранства интерьеров культурных и общественных зданий, особенно таких, как станции метро, театры, дворцы и т.п. -убедительный пример применения стекла в качестве отделочного декоративного материала в строительстве. Для этого может быть использовано как обычное стекло, так и хрустальное бесцветное и цветное. Такие детали из стекла и готовые изделия изготавливаются различными методами, применяемыми в стеклоделии — горячим формованием, выдуванием, прессованием и даже обточкой на токарном станке.
Н.Н. Качалов приводит различные примеры применения таких изделий в качестве художественно-декоративных: монолитные балясины лестничных перил, а также стеклянные колонны из хрусталя станции «Автово» Ленинградского метрополитена из разноцветного прозрачного стекла.
Витражи - один из видов архитектурных форм. Различные витражи с применением стекла по типу их изготовления можно разделить на 4 основные группы:
• паечные витражи из листового стекла на гибкой металлической основе;
• витражи из объемных многослойных стекол на бетонной ос нове;
• витражи из листового крупноразмерного стекла в качестве ос новы для нанесения художественного изображения;
• смешанные витражи.
Классический пример - витраж на свинцовой пайке, в котором по заданному рисунку располагают куски цветного стекла разной формы. По торцам стекла огибают свинцовым профилем, который в отдельныхместах сваривают, превращая разрозненные куски стекла в плоский лист — цветную картину.
Прозрачные листы стекла превращают в витражи путем нанесения матового рисунка абразивными инструментами или с помощью химического травления. Применяя серебряные и медные пасты ионы серебра и меди диффундируют из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая его в цвета: желтый (серебряная паста) или светло-желтый, черный и красный (медная паста). Высокохудожественные витражи, относящиеся к живописным. Пример удачного применения витража в декоративном оформлении огромного пространства общественного сооружения - витраж 1станции метро «Новослободская» (г. Москва).
Мозаичная живопись из смальты в декорировании парадных сооружений.
Смальта — цветное непрозрачное стекло в виде небольших (1...2 см2) кубиков и пластинок, применяемое для мозаичных работ. Смальты — по составу обычные силикатные непрозрачные цветные стекла, отличающиеся широкой гаммой цветов. В мозаической мастерской Академии художеств СССР хранилось 15 тыс. сортов смальты различных цветов, а в Риме, в «панской» мастерской, — до 25 тыс.).
В России впервые смальты выплавлялись М.В. Ломоносовым на Усть-Рудницкой стекольной фабрике. Им же в 1751 г. был раскрыт секрет изготовления золотого рубина, утраченного после смерти Кункеля — его первооткрывателя.
Мозаика широко использовалась в декоративном оформлении римских церквей в XII в., в изображении святых, в религиозных картинах в храмах и достигла своего расцвета в Византийской империи.
М.В. Ломоносов возродил это древнее искусство и широко использовал смальты в живописном искусстве. Всем известны его картины «Полтавская битва», «Петр I» . Мозаичная живопись на основе смальт была широко использована в строительстве станций метрополитена в Москве примером является станция комсомольская.
11.Библиографический список.
1. Айрапетова Г.А., Несветаева Г.В..
Строительные материалы. Учебно-справочное пособие(Серия «Строительство».) - Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 608 с.
2. Горчаков Г.Н. Баженов Ю.М.
Строительные материалы. Учеб. Для вузов. (ред. Строительные материалы и контрукции) – М.: Строиздат, 1986.- 688с.
3. Домокеев А.Г.
Строительные материалы. Учебник. – М.: Высш. школа, 1982.- 383с
4. http://5ballov.ru. Синтетические волокна.
5. http://referat.students.ru. Стекло печь.
6. http://referat.students.ru. Развитие стеклоделия.