Строительство системы высотных зданий в Москве, органично вросших в городскую застройку, явилось воплощением концепции города как единого художественного целого.
В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. Дом на Смоленской площади наделен легкими, облегчающимися кверху пропорциями, основанными на отношениях золотого сечения и его функций. Посредством этих пропорциональных отношений достигнута гармоническая согласованность всех элементов архитектурной композиции здания. Дом на Большой Калужской занимает встроенное положение в системе улицы. Поэтому его главный фасад сделан плоским, что хорошо согласуется с градостроительным характером большой транспортной магистрали.
В многоэтажных домах, построенных по проектам И. Жолтовского, на фасадах с равномерной сеткой окон воссоздана структура ренессансного палаццо. При этом архитектор использовал чистоту ренессансной системы при организации современного жилища.
Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945-1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования - серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И. Жолтовский считал, что массовое типовое строительство в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо было создавать типы удобного, экономичного, красивого жилья и разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей.
Начало нового этапа советской архитектуры относится к 1955 г. в связи с постановлением об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города.
Перелом, назревший в самой архитектурной профессии, не осуществился. Серия решительных мер "сверху" создала новые проблемы, производя демонтаж системы архитектурной деятельности.
Для 60-х годов, характерных внедрением методов науки в творческие области, развитием структурно-типологических исследований, стремлением к точности формулировок, выводов, определений, времени НТР, типично увлечение пространственно-трансформируемыми решетчатыми конструкциями, сборными элементами, где доминируют сетчатые орнаменты, лишенные акцентов. Это привело к появлению методов машинного проектирования, типологическому единообразию и стандартизации в сфере строительного искусства и архитектуры.
Создаются крупные жилые массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60-х годов появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (Новый Арбат) (1962-1968, М. Посохин и др.).
Для архитектуры 70-х годов как реакция на предшествующий период НТР характерна устремленность в область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым.
При создании общегородских ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь города с природным окружением. Многие ансамбли решены в современных градостроительных формах, но отражают определенную преемственность традиций. Таковы ряд ансамблей в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Ашхабаде.
Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве и развитие индустриального домостроения позволил намного быстрее решать проблему обеспечения населения благоустроенным жильем.
В 1976 г. началось строительство объектов к XXII Олимпиаде 1980 г. в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн "Олимпийский" на Проспекте Мира (М. Посохин и др.), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др.), международный почтамт на Варшавском шоссе (Ю. Шевердяев, В. Кильпе и др.)
Архитектура конца 70-х - начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими работниками смежных профессий.
Большое внимание уделяется вопросам комплексной застройки. Впервые в отечественной практике осуществляется застройка в едином градостроительном комплексе нового жилого района Крылатское в Москве (А. Самсонов и др.).
Форму в архитектуре стала определять культурно-историческая среда, больше стало проявляться уважения к историко-культурным традициям. По проектам архитекторов-реставраторов начались работы по восстановлению старых кварталов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
В Москве появилась первая пешеходная улица - Арбат, являющаяся с 1973 г. заповедной зоной. Пешеходные улицы стали прообразом нового уровня городской культуры, общения, досуга.
Новый комплекс газеты "Известия" на Пушкинской площади (1968-1985, Ю. Шевердяев, Вл. Кильпе и др.), объединив старую и новую застройку, решил проблему формирования одной из важнейших площадей центра Москвы при противоречивых градостроительных условиях, обогатив композицию площади и подчеркнув значение Тверской улицы.
Здание Московского театра на Таганке (1974-1983, А. Анисимов и др.) решено как динамичная система, прорастающая а сложившейся городской среде своей сложной выразительной формой, возникшей в контрасте со средой старой Москвы.
Круг проблем современного градостроительства достаточно широк: совершенствование форм реконструкции городов, управление их развитием, рост малых городов и ограничение больших городов, совершенствование архитектурно-художественного облика городов и районов, охрана природы и многое другое. Особое внимание уделялось новым тенденциям в развитии градостроительства, своеобразию городов и поселков, вопросам охраны архитектуры исторических районов, ландшафтной архитектуре. Чувство любви к своему городу - обязательный элемент подлинно патриотического воспитания. Роль архитектора в становлении этого чувства очень велика. Глубокие основы своеобразия закладывались в генеральные планы развития городов и поселков.
Во все предшествующие эпохи объективно существовала традиция преемственности, учета того, что создано предшественниками. В течение 100 лет формировался величественный ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где, сохранив свой архитектурный почерк и стилевые характеристики отдельных сооружений, архитекторы В. Растрелли, К. Росси, А. Захаров, А. Брюллов создали шедевр градостроительного искусства.
Застройка Москвы представляла собой сочетание разновременных слоев, в XX в. реконструкция архитектурных объектов в них почти не велась. Различные виды застройки, морфотипы, которые складывались в различные периоды, представляли собой определенные типы зданий и способов застройки участков.
Теперь архитектура идет по пути поиска прогрессивного стиля, через познание своего собственного творческого начала, без заимствования концепций, идей и форм со стороны.
Нашему архитектурному сознанию, а оно, несомненно, находится под сильным влиянием заказчика, оказались чуждыми как стиль высоких технологий "хай-тек", так и новый рационализм с тенденцией к минимализму с его интеллектуальной и структурной дисциплиной. Была проведена регламентация параметров нового строительства в заповедных зонах, которая иногда подменяется строительством "под старину", "в московском духе" и т.п. - создается объективная база для декоративного историзма.
В типологическом ассортименте архитектуры преобладают виллы, банки, офисы частных компаний и по-прежнему очень мало социальных объектов.
Эмблемами имиджа нового заказчика являются традиционные архитектурные формы: классические детали, исторические мотивы, римские и романские арки и их варианты - от радикального эклектизма до ретроспективизма.
На волне перестройки в 1987-1988 гг. родилась идея программы социально-экономического и градостроительного развития Москвы. В это время Правительством был принят ряд постановлений о реконструкции центра Москвы, но они выполнялись не полностью. Функционировали Советы общественного самоуправления, но отсутствовали нормы регулировки процессов градостроительства как в области прав собственников, так и в разработке архитектурных программ.
Затяжной социально-экономический кризис привел к резкому сокращению инвестиций в строительстве. Смещение инвестиций в частную сферу, смена приоритетов в строительстве и спад в строительном производстве привели к изменению архитектурного идеала социального жилища. Строительная промышленность была ориентирована на индустриальное домостроение.
Но главное противоречие было в том, что постановления о реконструкции центра Москвы были ориентированы на средства госбюджетных фондов и материалов, а средства потребовались значительные, поэтому подобные программы были невыполнимы.