В России озеленение городов проводится планомерно, в соответствии с ходом строительства, реконструкции и благоустройства городов. Это дает большие преимущества перед возможностями строительства. В Париже, например, норма зеленых насаждений в разных районах колеблется от 12–14 до 0,3 м3 на 1 жителя. В Нью-Йорке район центра Мантхеттен имеет 3 м2 зеленых насаждений на 1 человека, район Бронке – 20 м2, а район трущоб их совсем не имеет. Чикаго сравнительно хорошо обеспечен зеленью: имеет 140 парков, 5 бульваров, на 1 жителя приходится 12 м2 зеленых насаждений. Однако хотя озеленение и пересчитывается на всех жителей города, западная его часть их полностью лишена (там расположены трущобы бедняков). В Лондоне нормы озеленения также различны: на 28-м округе – 23 м2, в 23-м – 0,4 м2 зеленых насаждений на 1 жителя. В Вене видны те же контрасты: если в среднем в городе на каждого жителя приходится 17 м2 зелени, то в пересчете на отдельные районы 18,3 и 0,5 м2. Приведенные цифры включают частные владения и загородные парки [51, c. 12].
Высокой степени озеленения добились градостроители Польши, Чехословакии, Болгарии, ГДР и других стран. Композиции озеленения улиц, бульваров, скверов, парков привлекают своей красотой и художественными достоинствами. Многие парки представляют историческую ценность, другие важны в смысле пропаганды культурного наследия народа. Примером тому могут служить Летний сад и Марсово поле в Санкт Питербурге, парк Софиевка в Умани, Коломенское в Москве, комплекс, посвященный памяти Шопена в парке Лазенки в Варшаве [36].
Серьезное внимание за последнее десятилетие в России и за рубежом уделяется озеленению исторически сложившихся центров путем реконструкции и разуплотнения плотно застроенных районов. В первую очередь сносится малоценный жилой фонд. Образовавшиеся пространства, дворы, разрозненные озелененные участки объединяются в бульвары. Другой вариант создания бульвара – это использование под озеленение жилой улицы с маленьким движением. Она превращается в пешеходную трассу – бульвар с местными проездами. Этот способ использовал известный американский архитектор Л. Хальприн при реконструкции улицы Николлет-Молл в Миннеаполисе. По всей длине улицы проложен извилистый узкий проезд (7,2 м вместо 18 м) для общественного транспорта и такси. Это позволило избежать монотонности уличного пейзажа. Остальное пространство улицы максимально озеленено и предоставлено пешеходам. Весь набор необходимых малых архитектурных форм решен в едином ключе [52, c. 315].
Озеленение реконструируемых кварталов и новых микрорайонов особенно важно в связи с тем, что повседневный отдых населения протекает, главным образом, во внутриквартальных пространствах. Реконструкция плохо озелененной территории проходит в несколько этапов. В результате ее проведения создается взаимосвязанная система озелененных территорий, повышается норма озеленения.
В практике озеленения городов с успехом применяются сады и скверы на платформах подземных гаражей. За рубежом разработано несколько систем садов на крышах, которые обеспечивают наиболее оптимальные условия для развития растений. Этот прогрессивный метод озеленения является резервом увеличения площади зеленых насаждений. Ландшафтная архитектура городов насчитывает много удачных примеров использования пространства над подземными гаражами. Самый большой сад на крыше в США создан в Окленде над четырехэтажным подземным гаражом площадью 1,4 га. Его живописный ландшафт достигается свободной планировкой дорожек, цветников, водоемов, групп деревьев. В таком же стиле решен сквер над подземным гаражом в Питсбурге. Его автор, известный ландшафтный архитектор Д.О. Саймондс, сумел создать живописный оазис с микрорельефом как контраст урбанизированному городу. Пример архитектонической композиции с резкими геометрическими формами, сочетающимися с архитектурой окружающей застройки, является Меллон-сквер в Питсбурге. Он сооружен над 5-этажным гаражом площадью 0,5 га. В его планировке использованы фонтаны, каскады, газоны, цветники, деревья и кустарники. В покрытии площадок и дорожек этих скверов принято цветное мощение с орнаментом из плит. Заслуживает внимание опыт японских архитекторов Т. Като и Ц. Накамура, создавших многоярусный сквер для «созерцательного» отдыха в городе Каратсу. Композиция строится на сочетании декоративных стенок, террас, лестниц, фонтанов, скульптур, водоемов. Для покрытия применен цветной песок и галька. Интересные скверы такого типа имеются и в нашей стране. Одна из таких систем – Флорадрен фирмы IМРЕRВЕL (Бельгия) была на практике осуществлена на строительстве здания Газпрома в Москве и показала свою высокую эффективность. Однако эта система требует применения специальных материалов, что вызывает необходимость привлечения иностранных фирм. В условиях замкнутого пространства созданы «зеленые оазисы» на улице Артема в Киеве (архитектор Б. Т. Лекарь), сквер у фуникулера в Баку (архитекторы А. Суркин и В. Шульгин). В их композиции применены бассейны, цветочные вазы, площадки, дорожки, мощение бетонными плитами. Интересно решаются скверы в центре Москвы, Санкт Питербурга, в городах Прибалтики, Закавказья и др. [51, c. 11].
Прогрессивный метод увеличения озеленения городской территории – это создание садов на плоских крышах жилых и общественных зданий. Они имеют преимущество с точки зрения инсоляции и загрязненности воздуха, так как на уровне крыш воздух значительно чище. Во многих городах мира озеленение кровель рассматривается как один из путей решения проблемы оздоровления окружающей среды, а стало быть, улучшения качества жизни горожан.
Пытаясь в какой-то мере компенсировать недостаток зелени в городах, архитекторы создают «зеленые оазисы» высоко над землей – в лоджиях, на балконах и террасах. Такие приемы озеленения помогают архитектуре перекликаться с окружающей средой и в то же время озеленение фасадов помогает четче выявить архитектурные акценты. Примером такого озеленения могут служить гостиницы в Ибусуки в Японии (автор Д. Келлер) и в г. Таормине в Сицилии (автор А. Гатти и Д. де Санктис). Растения на уровне жилищ как бы вводят природу внутрь жилых помещений: так, на поэтажных террасах многоэтажного дома в Хорве (авторы Р. Стуц-ки и Р. Меэули) высажены не только цветочные растения, но и деревья, создающие микроклимат в доме. Этот же метод применен в озеленении здания в Вюреклингене (арх. Р. Фрей, А. Циммерман, Р. Цилтнер), но вместо деревьев на балконах, лоджиях, специальных террасах высажены композиции цветов, кустарников и лиан, что, по мнению очевидцев, создает впечатление дома-сада [12, c. 79].
В современной практике озеленения городов применяются некоторые специфические приемы формирования микроландшафтов. Это применение вертикального озеленения вьющимися растениями, устройство переносных садов, подвесного озеленения, зеленых островов в покрытии тротуаров, применение приемов геопластики. Переносные сады представляют собой композиции из декоративных ваз. Их особенность состоит в том, что место размещения и композиция могут быть легко изменены в зависимости от назначения. Переносные сады с меняющейся композицией вносят разнообразие в те места, где нет постоянного озеленения. Для подвесного озеленения используются вьющиеся растения в ящиках, укрепленных на вертикальных ограждениях зданий. Это прием оживления и украшения фасадов старой застройки города. Зеленые островки представляют собой проемы в мощении покрытий, заполненные озеленением (газоном, цветником, древесными насаждениями). Их размеры и форма зависят от типа покрытия. Устраивают их чаще всего в плиточном покрытии. Приемы геопластики используют в создании искусственного сложного рельефа. Они обогащают ландшафт, создают ярусность композиции [16, c. 215].
Вопросам ландшафтных и архитектурных решений городов, поселков и дворов, технологическому решению по благоустройству и озеленению населенных мест, улучшению экологии, созданию малых архитектурных форм, появлению новых растительных форм посвящаются всевозможные выставки, цель которых – демонстрация российского и зарубежного опыта архитектурных и ландшафтных проектов по благоустройству и озеленению больших и малых городов, частных владений и приусадебных участков, новых современных технологий и оборудования для их осуществления, предложений по проектированию и ландшафтному оформлению, гармоничного союза архитектуры и природного ландшафта, малых архитектурных и новых растительных форм [15].
Зарубежный опыт часто демонстрирует «превращение негатива в позитив». Конечно же, это требует финансовых средств, и порою немалых, но они всегда с лихвой окупаются, а городская среда получает интересное качество и колорит. При этом наиболее яркие примеры зарубежной практики, как правило, связаны с активным использованием водных акваторий. Успешная зарубежная практика реализации проектов основывается, прежде всего, на глубоком научно-методическом анализе каждой конкретной градостроительной ситуации, предваряющем разработку и осуществление проектов освоения городских территорий. При этом понятие «проект» означает далеко не только архитектурно-пространственные решения и разработки, а включает комплекс социально-экономических, организационно-правовых, финансовых, а вместе с ними и градостроительно-планировочных мероприятий. Проектирование и строительство отдельных зданий, как правило, не практикуется. Если реконструировать и строить - так серьезно, масштабно – крупными градостроительными массивами – зонами обустройства. Причем не только отдельные здания, но и новую современную инженерно-транспортную инфраструктуру, многообразие культурно-бытового обслуживания, систему элементов благоустройства с учетом зонирования территорий [51, c. 14].
Однако изменчивость – главное свойство городской среды и поэтому неизбежно физическое, и моральное старение отдельных элементов. Даже в исторической среде городского центра естественным является желание следовать моде и меняющимся эстетическим идеалам. Зарубежный опыт демонстрирует на улицах и площадях необычные, нелогичные, на первый взгляд бессмысленные предметы: поющие скульптуры, гигантские бытовые приборы, «вещи-события», акцентирующие наиболее значительные точки среды, превращающие среду в новый культурный символ места. Отмечается стремление превратить ландшафтные элементы: деревья, цветочные композиции, элементы рельефа в произведения пластического искусства, запоминающиеся, необычные, «маркирующие» место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую здесь игровую или развлекательную ситуацию. Театрализация и яркость образных решений общественных пространств может усиливаться благодаря контрастному сочетанию природы и архитектуры.