План
Введение
1. Проектирование макета
2. Композиции в технике макетирования
2.1 Фронтальная композиция
2.2 Объемная композиция
2.3 Объект и пространство
2.4 Цвет в макетирование
3. Материалы для проектирования макета
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Создание макета, наверное, наиболее, увлекательный и творческий процесс. Увидев изображение будущего здания, массива или парка в миниатюре вы сможете гораздо четче представить, каким оно станет, когда будет возведено. А макет дома выполняется до мельчайшей детали. Впоследствии он может украсить вашу гостиную или порадовать ребенка. Изготовление макетов требует максимальной точности. Этот процесс не менее ответственный, нежели само строительство. Предметное и пространственное моделирование или макетирование стимулирует творческую мысль и вызывает новые идеи. Архитектурные макеты делаются из иного материала, чем натурный объект, они имитируют лишь некоторые свойства оригинала и поэтому качественно от него отличаются. В основном при помощи этих макетов отображают пространственные, реже пластические особенности объектов в определенном масштабе.
Макетирование проводится на различных этапах проектирования: эскизирование и творческий поиск; разработка объемно-пространственной композиции (рабочее макетирование); проверка освещенности или статических качеств будущего сооружения (здесь макеты сближаются с аналоговыми моделями); конечный результат проектирования: контрольная проверка восприятия объекта, модель для строителей.
I. Проектирование макета
Для проектирования территории усадьбы необходимо иметь геодезический план (в масштабе 1:500) с горизонталями, отметками высоты; с обозначением границ участка, контуров построек; с существующими деревьями и трассами подземных сетей. Такой план есть в отделе главного архитектора или в бюро технической инвентаризации.
Если участок имеет размеры всего в несколько соток, то макет ситуации выполняется в масштабе 1:100. Бумажный макет собирают из нескольких пластин гофрированного картона, обрезанных по линиям горизонталей (толщина гофрированного картона соответствует перепаду высот в 0,5 м в масштабе 1:100). Существующие деревья моделируют при помощи небольших сухих веточек, имеющих форму, сходную с большими деревьями, и размер, соответствующий масштабу макета. Вместо дома на первых этапах можно использовать композицию из спичечных коробков (один коробок — одна комната).
Моделирование на рельефе часто подсказывает форму дома, ориентацию, организацию придомовой территории, общий замысел архитектурной композиции.
Моделирование планировочной структуры жилого дома осуществляется при помощи аппликации. Из плотной, желательно разноцветной бумаги вырезают прямоугольники или другие фигуры, соответствующие комнатам и другим помещениям дома в масштабе 1:100 или 1:50. Группы помещений, относящихся к одной функциональной зоне (зона родителей, детей, работы, приема гостей, приготовления пищи), выделяют цветом.
Варианты планировочного решения (в пределах одного этажа) составляют на листе картона, расчерченного модульной сеткой с интервалом, соответствующим строительному модулю (например, 1,2 м). Удачные композиции приклеивают и оставляют для сравнения, а поиск продолжается дальше на новом подмакетнике.
Для того чтобы перейти к более сложным пространствам, прямоугольники комнат разрезают на квадраты (соответствующие модульной сетке), а вся композиция выкладывается как мозаика, при этом цветовая дифференциация фигур подскажет, какие пространства следует обособить, а какие можно обобщить, используя гибкое функциональное зонирование.
Моделирование социального пространства жилого дома производят на основе готового макета планировочной структуры. Из плотной и гладкой бумаги вырезают стены и перегородки (соответствующие по высоте внутренним помещениям) и устанавливают по границам помещений. Высоту комнаты или алькова принимают равной ширине помещения. При изготовлении макета стены выполняют из плоской бумаги, равной по высоте, ширине помещения, а по длине — периметру двух или трех сторон. Из полоски вырезают окна и двери и сгибают в соответствии с углами охватываемого помещения. Благодаря этим изгибам полоска приобретает пространственную устойчивость и самостоятельно держит форму.
Моделирование социального пространства жилого дома поможет уточнить конфигурацию плана, размеры, границы, ориентацию внутренних помещений, расположение окон и эркеров, ниш, алькова; подскажет соотношения освещенных и затененных пространств, расстановку мебели. Готовые решения приклеивают к подмакетнику клеем вдоль опорного ребра.
Макетирование объемно-пространственной композиции может выполняться из глины, пластилина, пенопласта, бумаги. Исходными данными для изготовления макета являются кубики-формы, полученные из модели социальных пространств. Цель макетирования — создание наиболее выразительной и содержательной внешней формы здания. Макетирование ведется в обобщенных формах, элементами композиции служат чистые и прорезанные плоскости, объемные фигуры, опорный каркас. Особенное внимание уделяется тектонике сооружения, связанной с материалом реальных конструкций . Плоские конструкции легче имитировать из бумаги^ кладку из естественного камня и колонны — из блоков пенопласта, сводчатые конструкции, выгнутые и вогнутые формы — из пластилина.
Моделирование объемно-пространственной композиции жилого дома позволит уточнить размеры, пропорции, конфигурацию здания в целом и отдельных элементов: стен, окон, крыши, крыльца, башенки, мансарды,, террасы, веранды. При помощи объемно-пространственной композиции можно проверить цветовое решение постройки и размещение на участке (используя макет подосновы). Рабочее макетирование делает замысел наглядным и доступным для анализа. Рабочее макетирование вызывает активную деятельность, связанную с изучением проблемной ситуации, визуальным, телесным представлением будущей постройки, проверкой и сопоставлением вариантов. Рабочие макеты выполняют из дешевых и пластичных материалов для наглядной проверки композиционного и конструктивного построения здания, его размещения на участке и освещенности при различном положении солнца над горизонтом. Если макет выполнен в масштабе 1:50, то при помощи обычного фотоаппарата можно зафиксировать вид на будущую постройку с наиболее характерных точек зрения.Чистовой макет выполняется в масштабе 1:50 или 1:20 и может заменить чертежи для небольшой постройки. Чистовой макет выполняется из жестких материалов: дерева, пенопласта с элементами крепления из металла и имитацией фактуры поверхности при помощи подручных материалов. Чистовой макет представляет собой разборную объемную модель сооружения во всех деталях, доступных для воспроизведения в принятом масштабе. Исходя из опыта проектирования, составными частями модели являются: блок фундаментов, подвала, цоколя, включая уровень пола первого этажа; коробка стен с лестницей и уровнем пола второго этажа; чердак и крыша. Такое строение макета позволяет показать все особенности конструкций и объемного решения, облегчить строительство дома.
II. Композиции в технике макетирования
2.1 Фронтальная композиция
Для учебного макетирования используется бумага, картон, эглин, иногда пенопласт.
Лучший материал для упражнений – плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон.
Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления. Использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом.
В работе над композицией из бумаги необходимо отметить несколько важных моментов.
Большое значение имеет бумага в выявлении пластики формы. Она обладает богатыми светотеневыми качествами (отражательная способность ее очень высока), поэтому передает светотеневые отношения от контрастных до нюансных, еле уловимых глазом.
Это важно в заданиях, где выразительность композиции зависит от пластической разработки ее элементов: задания на построение и выявление фронтальной композиции. Темный картон, эглин не обладают этими качествами.
Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному проявляется при изменении освещения; повороты макета к свету под разным углом дают возможность проверить задуманное и подсказывают новые решения.
Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. От направления волокон она по-разному поддается сгибанию. Скручивая ее поперек волокон, вместо идеально гладкой мы увидим поверхность, измельченную трещинами и надломами. Определить направление волокон несложно. Для этого следует отрезать от листа две узкие полоски, одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью шила или карандаша необходимо скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая – покрыта мелкими трещинами. Это подскажет вам выбор текстуры при выполнении объемно-пространственных структур цилиндрического характера.
Бумага – легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию, изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.
Любая композиция создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью резака. Стоит выполнить произвольный криволинейный надрез на листе от края до края и прогнуть его, получится довольно четкая и пластичная линия сгиба, которая неожиданно преобразует всю поверхность бумаги. Следует помнить, что глубина надреза не должна превышать половину толщины листа. В случае его недостаточной глубины лист либо не согнется, а сомнется, либо сформируется нечетко. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез заготовки.