Смекни!
smekni.com

Замковая и церковная архитектура Несвижа (стр. 2 из 4)

В 1513 г. Анна Кишка вышла замуж за Яна Казимира Радзивилла Бородатого. В 1523 г., когда произошёл раздел наследства между Анной и её братом Петром Станиславом Кишкой, Несвиж вместе с Алыкой перешёл роду Радзивиллов. В 1547 г. Николай Ян Радзивилл Чёрный получил от императора Карла V титул князя Священной Римской империи и первым стал называться князем на землях Несвижа и Алыки. В 1549 г. великий князь литовский признал княжеский титул Радзивилла.

Со времён Николая Чёрного несвижское имение стало называться Несвижским княжеством. Таким образом, непосредственно с Радзивиллами связан новый этап в истории Несвижа.

Всё вышесказанное свидетельствует о сложности исторического процесса на белорусских землях. Для освещения многих вопросов необходимо подробное изучение самых разных материалов. Необходимо внимательно рассматривать самые, казалось бы, незначительные памятники. Неразработанность сведений о прошлом Несвижа порождает множество невероятных легенд, которые ведут к фальсификации исторического прошлого не только самого города, но и его жителей.


2. Архитектура Несвижского замка

Одним из интереснейших архитектурных памятников Несвижа является средневековый феодальный замок.

Сын Николая Чёрного Николай Кристоф Радзивилл Сиротка (1549 – 1616 гг.) зиму 1580 – 1581 гг. провёл в Италии. Там он познакомился с достижениями передового в то время итальянского градостроительства и фортификации. Вернувшись домой, он приказал заложить рядом со старым деревянным новый каменный замок. Деревянный замок был построен ещё при Радзивилле Чёрном в 1520 г

Новый замок был заложен в 1583 г. Возможно, строителем замка был итальянец Джованни (Ян) Мария Бернардони, приглашённый в Несвиж и работавший там с 1584 по 1599. Правда, вероятность его участия в строительстве замка многие исследователи оспаривают, поскольку он был известен исключительно как строитель костёлов и кляшторов.

Замок был построен на полуострове, на правом берегу реки Уша. Он был окружён широким рвом, наполненным водой, уровень воды в котором регулировался.

В плане замок имел форму четырёхугольника размером 170*120 м, что не совсем соответствовало правилам военно-инженерного мастерства конца XVI – первой половины XVII вв., требовавших, чтобы замок имел форму квадрата. Четыре угла этой площадки фланкированы бастионами, между которыми проложены куртины валов. С западной стороны участка находилась въездная брама, которая намечала продольную ось всего комплекса. На этой оси на противоположном от брамы конце участка стоял дворец. Северную и южную линии вдоль куртин образовывали низкий и высокий трёхэтажный (с часовой башней) корпуса. Некоторые исследователи отмечали несоответствие прямоугольной формы участка замка и трапециального характера плана комплекса.

Брама представляла собой туннель длиной 28 метров, прорезавший западную куртину в перпендикулярном направлении и ведущий в детинец. Куртина имела два или три этажа с выходами на вал на разных уровнях; со стороны детинца она завершалась ярусной башней с купольным покрытием. Перед Брамой находился подъёмный мост типа взвода. Возможно, фасады брамы имели ренессансную декоративную обработку рустикой.

Нижняя постройка слева от брамы на гравюре закрыта от наблюдателя валом, поэтому трудно определить её этажность. Можно только отметить, что это было лишённое декора прямоугольное в плане сооружение под двускатной крышей, с торцовыми щипцами наподобие ренессансных аттиков. Плоскости крыши расчленяли "слуховые" окна, освещавшие чердак. Вероятно, это был жилой и служебный флигель. В XVIII в. в нём была устроена каплица. К восточной стене примыкала башня, разобранная в первой половине XIX в., от которой остался лишь фундамент.

Дворец, завершающий композицию замкового детинца, представлял собой почти квадратное в плане (22* 25 м) двухэтажное здание, фланкированное в углах 8-гранными башенками, немного "утопленными" в стены, имевшими в нижней части толщину 1,1 м. Здание увенчивалось двускатной крышей, торцы оформляли высокие треугольные щипцы, украшенные декоративными башенками. На главном фасаде выступал ризалит, представлявший собой открытую аркадную галерею ренессансного типа, в которой размещалась парадная лестница, ведущая на второй этаж. Этот ризалит по сторонам был фланкирован двумя косыми подпорными стенками-антами, расчлененными арочными проёмами, и невысокими торцовыми башенками, а также завершён вальмовой крышей. Тыльный фасад, вероятно, декора не имел. Внутри здание делилось двумя поперечными стенами на три одинаковых узких длинных пролёта.

На первом этаже располагались служебные помещения и длинный зал (7*20 м), освещённый тремя окнами. Угловые башни здесь не содержат помещений и представляют собой массивные контрфорсы.

На втором этаже, слева и справа от сеней, находились по три примерно одинаковых помещения (прямоугольных в плане), которые связывались с комнатами в угловых башнях (2,5 м в диаметре). Последние имели оборонительное назначение.


Южный корпус, стоявший справа от брамы, был наиболее древней частью всего комплекса. Он представлял собой удлинённое двухэтажное на цоколе (здесь находились склепы, пивницы и др.), прямоугольное (15*44 м) сооружение, завершённое двускатным покрытием. Стены в ряде мест достигают толщины 1,75 м. К восточному торцу примыкала высокая квадратная в плане часовая башня (четвериковая до уровня конька крыши и восьмериковая в верхней части), завершённая куполом и декоративным шпилем с флюгером-флажком. В башне находилась лестница. К южной стене корпуса примыкали два других башнеподобных объёма, образовавших ризалиты. Как можно судить по гравюре, их высота не превышала общего уровня покрытия этого сооружения. Торцовые щипцы завершались шпилями типа пинаклей. Корпус четырьмя поперечными стенами делился на пять одинаковых по ширине пролётов. Центральный составляли сени, освящённые двумя окнами. В пролётах, размещённых по сторонам, располагались четыре приблизительно равные по площади комнаты. Крайние пролёты представляли собой зальные помещения (13,5*7 м), соединённые с ризалитами. Планировка второго этажа отличалась от планировки первого тем, что залы здесь имели не поперечную, а продольную ориентацию, перпендикулярную нижним помещениям. Позднее планировка была изменена.

Замок находился на мысе, образованном двумя ставами на р. Уше (Паненским и Пионерским), и с трёх сторон был окружён водой. Попасть в замок можно было только по длинному деревянному мосту над озером, который в случае опасности разбирали. В XVIII в. на его месте насыпали греблю. Этот мост достигал оборонительного рва с переброшенным через него подъёмным мостом. Вал имел каменную облицовку, доходившую до самого верха, где находились бруствер с ячейками для стрелков и дорога для перемещения войск. Со стороны замкового двора брустверная линия была защищена ещё одной каменной стеной, создававшей первую линию обороны замкового рва и укрытой дороги. Внутри валов, имевших сводчатые помещения, были устроены конюшни и четыре потайных выхода. В первой половине XVII в. на бастионах возвели четыре угловые башни, завершённые куполами из белой жести. Появление этих башен можно объяснить, с одной стороны, традицией замкового строительства, с другой – местными климатическими условиями, которые требовали укрытия защитников от непогоды. Тогда же были сооружены шанцы на засыпанных землёй конюшнях. Всё это повысило обороноспособность замка.

В фортификации замка можно отметить и некоторые несоответствия рекомендациям того времени. Так, прямой проезд брамы создавал возможность при захвате этого сооружения обстреливать неприятелем из него детинец (в итальянских замках этого времени проезд делали ломаным). Брама не была защищена равелином, роль которого, по-видимому, исполнял треугольник, образованный двумя дорогами, спускавшимися к подножию замковой горы. По мнению А. Грушецкого, это – древнейшая форма равелина. В самой застройке замкового детинца он отмечает переход от свободной древнерусской системы к геометризированным системам западноевропейского образца. По мнению М. А. Ткачёва, замок в Несвиже – первый в Белоруссии пример новоитальянской системы фортификации.

Таким образом, замок в Несвиже первоначально сформировался как "открытый" комплекс без замковых стен и башен с несвязанными друг с другом постройками. Архитектура замка имела ярко выраженный ренессансный характер.


3. Несвижский костёл и коллегиум иезуитов

Начало расцвета Несвижа как одного из основных центров католической культуры в Великом княжестве Литовском положил Николай Радзивилл Сиротка. Под воздействием иезуита Петра Скарги Сиротка принял решение с помощью всех доступных ему средств бороться с еретичеством. Главным оружием в этой борьбе он избрал орден иезуитов. Генерал ордена Клавдий Аквавива принял его предложение. В августе 1584 г. Радзивилл в присутствии и своих братьев Альбрехта и Станислава оформил отношения с приглашёнными иезуитами соответствующим дарственным листом. 4 февраля 1585 г. на Варшавском вальном сейме Сиротка обратился к Стефану Баторию с просьбой утвердить предъявленный лист. Король своим "листом-привилеем" утвердил его акт.

Комплекс иезуитского костёла и коллегиума занимал северо-восточный угол Старого города.

3.1 Несвижский костёл иезуитов

Первый деревянный костёл существовал, вероятно, в XV в. Радзивилл Чёрный отдал его протестантам, а Сиротка вернул храм католикам. В 1581 г. он составил новый фундуш костёла, были заложены фундаменты каменного сооружения. Незаконченное здание храма было передано приглашённым в Несвиж иезуитам. Но через два года вместо завершения строительства костёл был разобран и на его месте начато возведение нового. Исследователи спорят о том, что подтолкнуло к этому Николая Радзивилла.