Наиболее полный ответ может дать источник XVI в. – альбом чертежей Дж. М. Бернардони. На 19 листе альбома под гербом Радзивиллов представлен план культового здания с надписью "першы кастёл нясвіжскі, зламаны за Юры, залажоны ў року 1581". Здесь уточняется дата начала строительства костёла – не 1582г., когда в Несвиж прибыли иезуиты, а 1581г., и подчёркивается, что главным инициатором снесения костёла был сам Юры Радзивилл, одна из главных особ католического клира.
При изучении плана первого несвижского костёла можно заметить, что не только размеры здания и качество строительства, как утверждал польский исследователь Станислав Залениский, стали причинами его разрушения. Тут впервые в белорусском зодчестве мы сталкиваемся с принципиальным расхождением типологии христианского храма католической и православной конфесий и идеологической борьбой между ними. Уже в IV в. крест был официально признан символом христианской веры и положен в основу композиции раннехристианского храма. В дальнейшем соединение освящённых церковью символов Христа и Неба – креста и купола – привело к созданию центрично-крестового храма с куполом. В Западной Римской империи последующее развитие композиции христианского храма шло по пути соединения раннехристианского центрично-крестового варианта культового сооружения с базиликой – распространённым типом светской постройки древних римлян. Таким образом, в романской католической архитектуре сформировался храмовый тип крестово-купольной базилики с планом в верхнем сечении в виде вытянутого креста, названного латинским.
В Византийской империи сложился другой канонический тип храма. В древнерусский период этот тип храма получил распространение и на белорусских землях, а в следующий период оборонительного зодчества, на границе XV – XVI вв., он преобразовался в своеобразный тип православного храма с элементами западноевропейской готики. План первого несвижского костёла представлен в виде греческого креста с гранёной готической алтарной апсидой. Общая композиция костёла не имела купола.
В 1586 - 1587 гг. был создан проект нового костёла с учётом требований иезуитов, приглашённых в Несвиж в 1582 г. Краеугольный камень был освящён в 14 сентября 1587 г. епископом виленским Ю. Радзивиллом. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Строительство закончено в 1593 г.
Несвижский костёл является первым памятником архитектуры барокко на территории Центрально-Восточной Европы.
Костёл представляет собой трёхнефную шестистолпную крестово-купольную базилику в виде латинского креста. Центральный неф заканчивается полукруглым алтарём и главным фасадом в стиле барокко. Нефы пересекает неф-трансепт, по ширине почти равный главному нефу. В пересечении главного нефа и трансепта расположен купол на восьмигранном барабане. Костёл имеет ряд отличий от прообраза архитектуры барокко – костёла "Иль Джезу" ордена иезуитов в Риме. Построен он из кирпича, имеет пластическую обработку всех фасадов, открытые боковые нефы. Главный фасад соответственно высоте нефов разделен на два яруса и завершается треугольным фронтоном.
На гравюре Т. Маковского можно увидеть две характерные детали, которые уже не присутствуют в современном сооружении. Это, во-первых, две цилиндрические башенки, которые фланкировали апсиду и боковую стену храма у главного фасада. Во-вторых, три верхних членения (до трансепта) имели криволинейные стенки, соединявшие пилястры центрального и боковых нефов и служившие своего рода аркбутанами, погашавшими распор от свода центрального нефа. В настоящее время такие стенки сохранились лишь на главном фасаде. Наличие этих двух элементов позволяет отметить в архитектуре данного раннебарочного памятника отдельные черты готики и ренессанса.
В полуподвальном помещении костёла находится склеп. В склепе можно найти 71 саркофаг и ряд захоронений представителей рода Радзивиллов (общее число 154). Последним здесь был похоронен Антоний Радзивилл 8 июня 2000 г.
Как историко-культурная ценность, костёл имел фундаментальное значение в распространении на территории ВКЛ католической конфесии, становлении стиля барокко и введении проектной практики в монументальное строительство на всей территории Речи Посполитой. Костёл сохранился до настоящего времени, и изображение на гравюре в основном соответствует его современному состоянию.
3.2 Несвижский иезуитский коллегиум
В том же 1584 г., когда был заложен костёл, рядом с ним был отведён участок под коллегиум. Коллегиум, третий по времени возникновения в Великом княжестве Литовском (после виленского и полоцкого), проектировался для проживания в нём почти 200 человек. Он был построен по принципу римского коллегиума при иезуитской церкви Иль-Джезу и располагался за алтарной частью костёла.
В основе планировки коллегиума – замкнутая композиция, организованная вокруг квадратного внутреннего двора – клуатра, основным мотивом архитектурного оформления которого являлась ренессансная аркада. В центральной части главного фасада был неглубокий ризалит, в котором по бокам от сквозного прохода к монастырскому двору размещались привратницкая и келья привратника. Слева от входа находилось здание, состоявшее из помещений трёх келий, кухни, кладовой и трапезной. Трапезная немного выходила за пределы наружных стен и образовывала угловой ризалит. Напротив главного входа, в противоположной части двора, находились кельи, кладовая, комнаты казначея и гостиная. С этой частью перпендикулярно соединялся блок помещений, включавших комнаты челяди, лаборатории, аптеку и жильё аптекаря. Справа от входа размещался учебный корпус, имевший отдельный вход. Учебный корпус составляли помещения, отведённые под классы, библиотека и типография. На втором этаже находились кельи монахов, ректорат и часовня.
В композиции сооружения преобладали черты асимметрии. В отличие от костёла, получившего раннебарочную трактовку, коллегиум имел типичные ренессансные черты.
В 1773 г., когда был упразднён орден иезуитов, в коллегиуме была открыта светская школа. Позже постройки несвижского коллегиума были отведены под казармы. В 1826 г. их снесли, и на этом месте построили новые казармы.
Так в результате целенаправленной деятельности М. К. Радзивилла Сиротки – активного борца за распространение католицизма в ВКЛ – появился Несвижский коллегиум иезуитов – один из основных центров окатоличевания и ополячивания православного местного населения. Несвижские иезуиты создали свои миссии в Белой, Копыле, Николаеве, Ужанке и др. На базе этих миссий возникли Бабруйская и Слонимская иезуитские резиденции, Минский и Новогрудский иезуитские коллегиумы.
Одновременно иезуиты внесли значительный вклад в образование белорусского населения. В 1586 г. были открыты классы грамматики, а затем риторики, поэтики и др. В начале XVII в.в Несвижском иезуитском коллегиуме было около 300 учеников. С 1620 г. при коллегиуме действовал интернат для детей небогатой шляхты. С 1751 г. начала свою работу Несвижская типография Радзивиллов. Библиотека к концу своего существования насчитывала 15 тыс. томов.
4. Несвижский кляштор бенедиктинок
Следующим этапом в строительной деятельности Николая Радзивилла Сиротки стал кляштор бенедиктинок. Сиротка хотел поселить представительниц этого ордена в Несвиже для обучения девушек шляхетского сословия католического вероисповедания, в первую очередь, из рода Радзивиллов. Для привлечения в Несвиж миссии бенедиктинок из их главной резиденции в Хелмне князь подарил им имение Гавезно со 170 волоками земли.
Под строительство кляштора было отведено 11 моргов городской территории, которую руководительница ордена в Речи Посполитой Магдалена Мартенская в ноябре 1590 г. выбрала сама. Сначала 10 монахинь-бенедиктинок, прибывших в Несвиж в сентябре 1591 г., жили в приготовленных для них деревянных домах. Фундаменты нового каменного кляштора были заложены в 1593 г., а через три года, в 1596 г., бенедиктинки разместились в новом здании, которое соответствовало требованиям и правилам ордена. Костёл и кляштор строились одновременно и образовали целостный комплекс с Е-образной композицией плана.
Костёл немного выступал за главную линию кляштора и имел безбашенный фасад, завершённый треугольным фронтоном.
Несвиж. Костёл и кляштор бенедиктинок. С гравюры Т. Маковского 1600 г.
С севера и юга к костёлу примыкают Г-образные крылья кляштора, которые образуют практически симметричный фронтальный фасад всего комплекса. Асимметрия крыльев кляштора обусловлена их разным функциональным назначением. Южное крыло, в котором жили монахини, было больше по объёму, имело коридорную систему планировки и разнообразную структуру помещений. На первом этаже находился отдельный вход в кляштор, часовня для монахинь, гостиные, столовая и кухня. На втором этаже располагались кельи монахинь и настоятельницы, библиотека, капитула и новициат.
Костёл и кляштор бенедиктинок в Несвиже. План первого этажа (по Т. Бернотовичу).