Смекни!
smekni.com

Творческий метод архитектора (стр. 2 из 3)

Архитектор — новатор

МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович (1890-1974) — выдающийся советский архитектор, чье творчество отличалось самобытностью и оригинальностью, чьи проекты и постройки существенно повлияли на развитие мировой архитектуры XX в.

Индивидуалист — мыслитель

РАЙТ Франк Ллойд (1869-1959) — крупнейший архитектор в истории США, Райт выдвинул принцип органичной архитектуры, то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека.

Архитектор-проектировщик

ЩУСЕВ Алексей Викторович (1873-1949) — выдающийся русский советский архитектор. Щусев не стремился стать основоположником какой-либо теории или какой-либо архитектурной школы. Его значение определяется главным образом созданными им зданиями и сооружениями.

Архитектор-художник

НИМЕЙЕР Суарес Фильо Оскар (род. 1907) — одна из наиболее ярких фигур в мировой архитектуре 1950-60-х годов, был крупнейший бразильский архитектор. Ему было свойственно теоретическое осмысление архитектурных проблем. Он одним из первых почувствовал эстетическую ущербность доктрины функционализма и своим творчеством утверждал в противовес функционализму, что архитектура — это искусство.

Архитектор-исследователь

ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович (1867- 1959). Академик И. В. Жолтовский был одарен пытливым умом, склонным к анализу, не признающим работы на основе одних вкусовых категорий и интуиции. Его волновал вопрос: чем объяснить неувядаемую красоту некоторых произведений народного искусства и классики?

Архитектор-регионалист

ААЛТО Алвар (1898-1976). Основоположник современной финской архитектуры — мастер, обладающий неповторимой художественной индивидуальностью. А. Аалто — преимущественно архитектор-практик. Его поиски устремлены к гармонии между человеком со всем разнообразием его потребностей и той средой, которую формирует архитектура.

Архитектор-поэт

ГАУДИ-и-Корнет Антонио (1852-1926) — крупнейший, талантливейший мастер, представитель «ар нуво» (модерна), творчество которого насыщено исканиями, новаторством и поэзией. Для его творчества характерны внутренняя свобода, глубокий профессионализм, ответственность художника.

Архитектор-теоретик

ТАНГЕ Кензо (род. 1913) — выдающийся японский архитектор, яркий представитель неонационального движения в послевоенной мировой архитектуре. Оригинальность вклада К. Танге в теорию архитектуры связана, прежде всего, с теоретической трактовкой проблемы национальных традиций.


Константные единицы творческого метода архитектора

Основными компонентами являются:

1. Среда, которая включает в себя природные антропогенные компоненты, являющиеся константами в творческом методе архитектора.

2. Социально-экономические условия как важнейший фактор формирования специфики среды и направленности творческого процесса.

3. Идеология и мировоззрение общности в определенную историческую эпоху формирует не только материализованный субстрат, сколько субстратную, духовную основу субстрата.

4. Личностная характеристика архитектора. Разум, интеллект, эрудиция, интуиция, эмоциональность, высокие морально-деловые и организационные качества, гибкость мышления, рефлексия, владение профессиональными навыками, умениями; владение искусством убеждения, коммуникабельность, открытость мировосприятия, психология личности.

5. «Метод» как один из основополагающих компонентов творческого метода архитектора содержит в себе важнейшие элементы, механизмы и связи проектного моделирования. Составной частью метода и в то же время его связующей со средой является понятие «сущностные свойства проектной модели». Метод так же включает систему алгоритмов и возможность эвристик, использование как «ручных», так и компьютерных технологий.

6. Культура проектного мышления как часть культуры мышления вообще.

7. Проектная модель, олицетворяющая собой собирательную характеристику объектов различных типологий.

8. Профессионализм, представляющий совокупность опыта многих и многих поколений в области творческой, архитектурно-проектной и производственно-строительной деятельности.

9. Аксиология культуры как ключевое понятие всех антропологических дисциплин.

10. «Архив», представляющий собой накопленную информацию человеческого опыта той или иной общности, того или иного региона, составляет как бы уровень достояния культуры в сфере творческо-проектной и архитектурно- строительной деятельности.

11. Практика справедливо считается критерием истины, и это не только не только к сфере научного экспериментирования.

12. Теория - один из важнейших компонентов творческого метода архитектора.

13. Рефлексия для архитектора должна стать третьим чувством после зрения и ощущений. Архитектор, лишенный рефлексии, - это все равно что слепой живописец или глухой музыкант.

Основы творческого метода архитектора:

интеллектуально-мировоззренческие;

композиционно-художественные;

научно-теоретические;

инженерно-технические;

социально-экономические;

экологические и другие, в зависимости от обстоятельств.

Объединительные свойств концепции творческого метода архитектора, то есть её способность охватить всё разнообразие возможных методов и приёмов творческой работы, используемых архитектором, а также в принципе всю совокупность методов, подходов, приёмов работы, известных в истории профессии, делает концепцию универсальным средством анализа архитектурного творчества, его процессов.

Потенциал творческого метода архитектора сегодня не только не раскрыт, но и пребывает в состоянии забвения, совершенно не включен в систему архитектурного образования. Генетической основой творческого метода архитектора являются потребности общественного существования и развития, специфика создаваемого человеком мира архитектуры, многообразие форм социальных жизнедеятельностных процессов, культура и научно-технический прогресс, глобальные и региональные факторы. Значительную роль в формировании творческого метода архитектора играют мировоззренческие аспекты и законы диалектики.

Разработано новое понимание творческого метода архитектора как концепции, имеющей в составе: совокупность определений творческого метода архитектора; структуру научной теории; основы творческого метода архитектора; главный предмет теории архитектуры; энергетический каркас творческого метода архитектора (высшая ступень его развития).

Дается представление о том , что концептуальность творческого метода архитектора кроется в принципиальной возможности активизации безграничного потенциала содержания средств и методов творчества, накопленных профессией, их значение для культуры и общества; в уникальности энергетического каркаса творческого метода архитектора; в возможности развития и интенсификации потенциала творческой личности. Важнейшей задачей концепции является приведение синтезированного знания в состояние, обеспечивающее движение знания от его высших уровней через образовательные программы к уровню практической деятельности.

Представлена совокупность авторских определений творческого метода архитектора

 творческий метод архитектора как синтез методов, детерминируемых проблемами реальной действительности; философско-мировоззренческого, художника, инженера, ученого и т.д.

 творческий метод архитектора как общекультурное явление;

 творческий метод архитектора как инструментарий познания и отражения реальной действительности;

 творческий метод архитектора как творчество;

 творческий метод архитектора как научный процесс;

 творческий метод архитектора как моделирование;

 творческий метод архитектора как способ реализации человеческих потребностей в формировании среды обитания и создания архитектурных миров.

Эволюционное развитие количественно-качественных показателей содержания творческого метода архитектора возможно в соответствии с общей теорией систем, через основные понятия: нуль (пустая)–система; объект-система; система объектов; абстрактная система. На современном этапе актуальнейшей задачей является формирование творческого метода архитектора как «объекта-системы», которая должна отвечать следующим условиям:

 достижение целостности и взаимосвязанности всех компонентов, аспектов и элементов как единого функционального образования;

 наличие энергетических сил, способных осуществлять непрерывный процесс жизнедеятельности «объекта-системы» и инициирование креативности;

 наличие системы каркасов, координирующих действие всех конструирующих объект сил;

 целеобусловленная направленность функционирования «объекта-системы» на совершенствование качества профессиональной подготовки, на совершенствование качества среды обитания;

 адаптированность «объекта-системы» к внутренним и внешним воздействиям, к меняющимся социальным, культурным и средовым контекстам;

 способность «объекта-системы» входить в контакт с другими подобными объектами и интегрироваться с их важнейшими положениями и тем самым инициировать крайне необходимое преобразование творческого метода архитектора из фазы «объекта-системы» в фазу «система объектов».

Главным предметом теории архитектуры предлагается считать «проектную модель», которая как метаидея должна способствовать не только овладению известными универсалиями архитектурного творчества, но и развитию их потенциала, открывая простор креативности, постоянному обновлению мира архитектуры.