Понятие «Энергетический каркас» творческого метода архитектора – основа понимания предпосылок жизнедеятельных процессов цивилизации. Структурно его можно представить как «энергетический реактор», «главные русла» образуют философия и законы естественных наук, «второстепенные потоки» составляют средства материализации архитектурного мира; закономерности этики, эстетики и архитектурной композиции представляются «капиллярами», насыщающими жизненной, одухотворенной силой материальную среду.
Осознание механизма функционирования «Энергетического каркаса» вооружает архитектора теоретическим обоснованием постоянного поиска новизны и совершенства в творческой деятельности.
В целях обоснования введения философско-мировоззренческого метода в состав синтеза творческого метода архитектора исследована закономерность взаимодействия философии и архитектуры; разработана модель архитектурной картины мира, а так же табличная форма универсалий созидательного процесса.
В исследовании выявлены и наполнены содержанием рациональные и иррациональные компоненты творческого метода архитектора с активным включением в них парадигм классической науки, теории самоорганизации, методов креативного творчества. Творческий метод архитектора представляет собой целостную совокупность структур и систем, взаимодействующих на принципах теории самоорганизации, открытую для дальнейшего развития и адаптации к социальным, культурологическим, историческим и природно-географическим контекстам.
Двойственность природы архитектуры как синтеза материального и духовного достигается на основе интеграции креативных и рациональных методов архитектурно-проектной деятельности с использованием научных принципов познания и отражения реальной действительности.
Теоретической основой творческого метода архитектора можно считать базис научного, мировоззренческого, практического опыта многих поколений зодчих, воплощений в значительных объектах архитектурного и градостроительного творчества.
Научно-теоретический базис включает в себя основы парадигмы классической науки (понятия, определения, категории, принципы), парадигмы теории самоорганизации (случайность, непредсказуемость, состояние мира вещей и явлений в непрерывном развитии). Эти парадигмы в совокупности способствуют формированию современной культуры мышления в целом и пластики мышления в частности и, тем самым, инициируют креативность.
Законы и категории диалектики являются доминирующей научно-теоретической базой структуры творческого метода архитектора: его универсалии и его основы (философско-мировоззренческие, композиционно-художественные, научно-теоретические, методологические, инженерно-технологические, социальные, культурологические, экологические) органично входят в содержание теоретических основ. Ось взаимодействия, проходящая от предпосылок через творческий процесс до создания произведения, так же входит в теоретические основы метода. Современные концепции и конвенции, региональные, средовые и культурно-исторические предпосылки, пульс современности – непременное содержание теоретических основ творческого метода архитектора.
Методической основой творческого метода архитектора, определяемой категорией «арсенал», является совокупность деятельностных процессов, приводящих в движение, в состояние творческого поиска многочисленные компоненты и аспекты универсалий созидания. Методологические основы представляются органичным развитием универсалий теоретических основ, когда структурность трансформируется в системность, когда между многочисленными компонентами проявляются разносторонние связи, когда проектные процедуры по своему профессионльно-качественному уровню соответствуют рангу творческой деятельности.
Методические основы включают в себя: широкий спектр методов, приемов и подходов к решению задач, научных исследований; процесс познания и отражения реальной действительности; философию как стержнезацию и цементацию; диалектику как источник, механизм и тенденцию развития архитектурной деятельности и самой архитектуры; культуру проектного мышления; цикл познавательной деятельности и особенно духовно-практическое звено цикла познания.
К структуре методических основ творческого метода архитектора автором разработаны: идеология опережающего профессионального развития; матрица метода тактико-стратегического развития процесса проектного моделирования, матрица метода архитектора; категории эмоционально-тектонической содержательности; собирательная классификация методов; древо потоков методологического творчества; педагогические стратегии и тактики.
Профессионализм, гуманитарная ориентация сознания и морально-волевые качества проектанта – это важнейшие составляющие интеллектуализации методологического творчества.
Образовательный процесс должен осуществляться не просто через сумму отдельно взятых методов, способов, подходов, не через отдельно взятые аспекты философии и науки, композиционно-художественные средства и приемы, а непосредственно через творческий метод архитектора как целостную совокупность универсалий, значений и смыслов.
Творческий метод архитектора имеет огромный потенциал, играет определяющую роль в теории архитектуры.
Многообразие содержания процесса познания и отражения реальной действительности при создании мира архитектуры убеждает в необходимости поднять проектную культуру на высоту, достойную многовековой истории зодчества и его исторических перспектив, его креативного потенциала, подтверждая тем самым традиционно высокий статус архитектуры как важнейшего созидательного средства общества. Представляется, что концепция творческого метода архитектора, понимаемая как открытая к дополнениям и развитию система, способна стать питательной средой становления и роста творческого мировоззрения новых поколений архитекторов, залогом широты их сознания, ответственности устремленности в будущее.
Вывод
Метод архитектора является неотъемлемой частью архитектурного проектирования и творчества в целом. Труд архитектора должен приносить обществу пользу. С каждым днем появляются новые технологии, научные достижения. Человеку требуется все более совершенные сооружения, жилье. Нужны все более сложные многофункциональные комплексы с развитой инфраструктурой, для которых требуется не менее сложный подход в проектировании. Творческий метод позволяет упорядочить, разложить по полочкам сам процесс проектирования, в котором будут исключены ошибки и будет достигнут наилучший, желаемый результат. Вырабатывается определенная концепция, которая позволяет решать задачи, которые ставит перед собой проектант. В нем объединяются и упорядочиваются все аспекты творчества, науки, техники и культуры. Конечно, нужно всегда смотреть в будущее, учитывать будет ли актуален объект через 10, 15, 50 лет. Он должен удовлетворять техническим и эстетическим требованиям. Объект должен иметь потенциал на будущее. Так же, опыт прошлых поколений не должен остаться без внимания. И метод как нельзя помогает соблюсти эти требования. Как было сказано, Творческий метод архитектора – открытая к развитию система.
1. Кармазин Ю.И., Капустин П.В. Методологические основы культуры проектного мышления. Методические указания и рекомендации. - Воронеж: ВГАСУ, 2001. – 43 с.
2. Кармазин Ю.И. Творческий метод архитектора: введение в теоретические и методические основы. Воронеж 2005 – 496 с.
3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб. метод. Пособие. 1993г-438с.