Смекни!
smekni.com

Творческий метод архитектора (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Введение.

2. Из опыта мастеров архитектуры.

3. Константные единицы творческого метода архитектора.

4. Основы творческого метода архитектора.

5. Совокупность авторских определений творческого метода архитектора.

6. Заключение.

7. Схемы.


Введение

Обучение архитектурному проектированию способствует формированию научного и творческого мировоззрения студента. Творческий метод работы архитектора отражает его теоретическую позицию. Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной среды и организации пространства в интересах человека и общества. Деятельность архитектора должна давать новые результаты, имеющие общественное значение. Общественная значимость произведения архитектуры превалирует в оценке уровня творчества. Проектирование обогащает внутренний мир студента и ведет к сознанию им социального смысла профессии.

В архитектурной школе особое место в мировоззренческом становлении личности занимает творческое архитектурное проектирование. В процессе архитектурного проектирования возникает необходимость соблюдения определенных правил. «Несмотря на то, что замысел сооружения относится к области искусства, что по своему существу он рождается в результате основанной на опыте интуиции, несмотря на то, что ничего нельзя достичь простой дедукцией логических рассуждений, в этом искусстве, как и в любом другом, должны быть установлены общие правила».

Эти правила, прежде всего, обеспечивают в учебной архитектурно-проектной деятельности овладение студентом творческим методом архитектора. Метод отражает повторяемость приемов и путей деятельности; в методе закономерности создания проектной модели становятся правила действия архитектора. Но метод архитектурного проектирования подвержен изменениям и совершенствуется по мере обогащения архитектурной практики. В условиях научно-технической революции развитие архитектуры и градостроительства сталкивается с проблемой недостаточности традиционных методов проектирования для решения нетривиальных задач, не имеющих жестко заданных условий и определенных параметров (реконструкция центров исторических городов, охрана природы и ландшафта, создание комфортабельных жилых образований, оптимальных систем обслуживания, многофункциональных комплексов, объектов подземной урбанистки). Требуется организационная перестройка и преобразование метода, позволяющее, смоделировать новый объект, не имеющий своего прямого аналога, прототипа.

В учебно-проектной деятельности в моделировании объекта можно выделить четыре процедуры, совершаемые последовательно или параллельно.

Первая процедура – методологическая – определяет общую концепцию автора, которая способствует интерпретации задания и позволяет ему ориентироваться в широком контексте задачи и целесообразно осмыслить предложенную программу проектирования.

Вторая процедура состоит из организации взаимодействия студента, педагога и проектной модели в процессе выполнения учебного задания.

Третья процедура содержит анализ промежуточных результатов моделирования по критериям функциональной, конструктивной, экономической и технологической целесообразности и с точки зрения правдивости архитектурно-образного выражения содержания, а так же оценку взаимоотношения объекта с окружающей средой.

Четвертая процедура содержит художественный синтез материала, накопленного в ходе творческого поиска и процедур анализа, и позволяет видеть объект в его целостности. В результате синтетической процедуры элементы, оправданные с точки зрения прочности и пользы , эстетически переосмысливаются и находят пластическое и пространственное выражение в художественном образе архитектурного произведения.

Творческий метод архитектора представляет собой своеобразный синтез творческих методов художника, ученого и инженера. Научный и художественный методы не выводятся один из другого. В процессе архитектурного творчества происходит их взаимопроникновение и взаимоотражение. В проектировании снимаются противоречия между категориями исследования и воображения. Научное понятие и художественный образ, которое в суждениях о науке и искусстве рассматриваются как противоположности, здесь объединяются. В архитектурном творчестве «художественное» и «техническое» выступают подвижными, взаимодополняющими друг друга сторонам творческого процесса. В творчестве архитектора соединяется стремление ученого к системе и художника к гармонии. Принципиальная разница между научной и художественной деятельностью – это отсутствие элементов субъективного и эмоционального в результатах труда ученого и повышенное содержание того и другого в продуктах художественного творчества. В науке единичное выступает в форме общего, а в архитектуре как искусстве общее выступает в форме единичного.

Умственная деятельность студента содержит наглядно-образные, эмоциональные, волевые и оценочные компоненты. Личное авторское истолкование программы ведет к созданию проектной модели через эвристический процесс в стадии становления замысла и через сложные ассоциации, многократно переплетающиеся связи и сталкивающиеся идеи при его разработке.

Одним из признанных доказательств присутствия, какой либо сущности в мире явлений может считаться обнаружение динамики развертывания этой сущности в плотном «поле» разнообразных фактов. Динамика показывает неизвестный объект то с одной, то с другой стороны, демонстрирует различные его аспекты и свойства, позволяет хотя бы косвенно описать гипотетический объект. Творческий метод архитектора, оставаясь пока гипотетическим «телом», может проявить себя в анализе исторической динамики базовых характеристик архитектуры, в ее связях с феноменом культуры, общества, мировоззрения.

Творческий метод архитектора – концептуальная категория, предлагаемая для ответа на наиболее жгучие вопросы актуальной практики, образования, теории и истории архитектуры. Конкретикой эта категория наполняется всякий раз, когда мы говорим об определенных явлениях, эпохах, мастерах, задачах и перспективах архитектурной профессии. Разнообразие конкретных проявлений творческого метода архитектора огромно. Собственно, сам этот метод есть не какой-то отдельно взятый, избранный или специально сконструированный «суперметод», претендующий на полную и окончательную формулировку «тайны творчества», а напротив - совокупность всех возможных методов и способов архитектурной работы, взятых в наиболее общем, принципиальном их выражении. Поэтому столь важны различные модели творчества, подходы, школы – они создают совокупный потенциал профессии, обеспечивают инструментальную гибкость, вариабельность и адекватность проектных решений. Сопоставление истории и настоящего положения дела позволяет сделать предварительные выводы о состоянии творческого метода архитектора на сегодня и в перспективе.

Из опыта мастеров архитектуры

Огромный интерес представляют мнения известных архитекторов. Размышления имеют очень широкий спектр, одновременно отличаются глубоким содержанием мыслей, свидетельствуют о гражданской позиции автора, о философском осмыслении профессиональных задач.

«Архитектура есть высшее выражение человеческого умения, достигающего божественного». «Путеводной звездой зодчего к правде должна быть только, правда. Тогда в архитектурном произведении сами собой выявляются его характер и символика». Отто Вагнер. Кажется, здесь сам метод творчества говорит словами архитектора.

«Архитектура есть явление творчества, оно затрагивает эмоциональную среду и, следовательно, выходит за рамки строительства .Она может быть великой и в то же время должна угождать примитивным жизненным потребностям человека; с другой стороны, самой своей абстрактностью она обязана наивысшим качествам человеческого духа. Материя одухотворяется по мере того, как человек подчиняет ее организующему началу. Эстетическое волнение, вызываемое архитектурой, исходит из неизбежных, непреложных физических условий творчества, которыми в наше время слишком пренебрегают». Здесь отражается глубочайший смысл архитектурного творчества, и его духовности, эмоциональности, величественности.

Многозначительное определение дал Ф.Л. Райт: «Род строительства, который мы можем сегодня назвать архитектурой, - это строительство, в которое входят человеческие мысль и чувства, чтобы создать высокую гармонию и подлинную значительность сооружения как целого… Его (человека) архитектура была чем-то выходящим от его практического «Я» к его идеальному «Я». Эта фраза затрагивает самое сокровенное содержание архитектуры – интеллектуальный потенциал автора проекта. Так же Райт выделяет две сущности автора: реальную и идеальную, до которой автор проекта должен возвыситься, работая над ним.

«Я – начало всего, ибо в моем сознании создаются миры» Этой фразой Казимир Малевич сумел выразить философию взаимоотношений самых важных компонентов творческого метода архитектора, личности архитектора, мировоззрения, метода самой архитектуры. Вот «ось», вокруг которой вращаются проблемы любого вида творчества, а архитектурного - особенно. Это «альфа» и «омега» сущности креативного сознания. Уже только одна функция «создания миров» требует от творца недюжинного таланта восприятия реальной действительности и рефлексии ее. Этот замысел нуждается в неординарном, пластичном, волевом сознании, могучей силе воображения.


Особенности творческих подходов выдающихся архитекторов

Каждый архитектор в ходе проектной работы вырабатывает свой творческий подход к решению архитектурных задач. Вместе с тем можно утверждать, что существуют обобщенные модели решения архитектурных задач. Обобщенные модели творческих подходов отражают и характеризуют архитектора как творческую личность и общество как среду обитания. Наиболее заметно они проявляются в своеобразии творческих подходов выдающихся архитекторов. Условно можно выделить следующие типы творческих подходов: архитектор-новатор, индивидуалист-мыслитель, архитектор-проектировщик, архитектор-художник, архитектор-исследователь, архитектор-регионалист, архитектор-поэт, архитектор-теоретик.