"Что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные нашим рассеянным красавицам ... Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность ("Барышня-крестьянка").
В комнате - портрет Е.Н.Вульф. Отношения с нею рождали легкие полушутливые строки:
Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз веселых заплетайте
Себе торжественный венец -
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец.
Ее имя мы встретим на страницах "Онегина". Силуэтное изображение старшей сестры - Анны: она сохранила преданность Пушкину на всю жизни. Приметы быта уездной барышни - пяльцы, девичье чтение, рукоделье. Многие памятные вещи, подаренные Пушкиным в разные годы: чернильница, ковшичек для приготовления знаменитой "жженки ромовой", IV и V главы "Евгения Онегина" с дарственной надписью: "Евпраксии Николаевне Вульф от Автора. Твоя от твоих. 22 февраля 1828 г.". И традиционный альбом:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом ...
Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я.
В девичьих альбомах Тригорского сохранились пушкинские строки. Обмениваться альбомами и делать записи удобнее всего было в гостиной.
Продолжены начатые после войны восстановительные работы в парке. Сотрудниками заповедника собрано немало реликвий "дома Лариных". "Сквозь магический кристалл" знаменитого романа в стихах раскрывается своеобразие мужского и женского мира Тригорского. Собрание картин, книг рассказывает о жизни, интересах, взаимоотношениях людей пушкинского окружения в деревне и, тем самым, приближает к истокам его творчества.
Поэтические уголки парка - "скамья Онегина", "аллея Татьяны", "дуб уединенный" и другие - представляют сегодня не только самостоятельную ценность, но вписаны в целостный мир усадьбы, названной самим Пушкиным - "приют, сияньем муз одетый".
Святогорский монастырь
Святогорский Свято-Успенский монастырь (Святогорская лавра) находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).
Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.
С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал в монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.
В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии он почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.
Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".
Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.