Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Реферат
по дисциплине: "История архитектуры"
для специальности 2902
"Промышленное и гражданское строительство"
тема: "Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии"
Выполнил:
студент гр. ПГС -01
Кудояров Н. А.
Проверил:
преподаватель
Истомин Г. Н.
Липецк 2004
Византия. В этом пронизанном императорским пурпуром, священным золотом и христианским богословием имени сокрыто тысячелетие жизни великого государства. Его географические границы вполне восстановимы, но в жизни человечества оно исчезло более пяти веков назад, уйдя в небытие подобно Атлантиде. Греков сменили турки, христиан - мусульмане, Византия превратилась в Турцию, а ее столица - знаменитый Константинополь скрылась под обличием и названием Стамбула.
Произведения византийского искусства вошли в живую ткань культурного наследия современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.
В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора - фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская - это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма.
Здесь совершилось то, что казалось недостижимым и даже ненужным христианам I - III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви. Ранние христиане, жившие в атмосфере замечательного, но враждебного, чуждого им искусства языческой античности, стремились охранить свои идеалы, спрятать их от поругания в глубине сердец, считали невозможным их воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре. Вот характерное высказывание одного из ранних христианских апологетов: "Какое изображение бога я сделаю, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ божий? Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его? Не лучше содержать его в нашем уме, святить его в глубине нашего сердца?"
Потребовалось интенсивное переосмысление выразительности архитектурных форм, чтобы они приобрели способность воспроизвести то, что казалось невоплотимым средствами искусства. Основой послужила одна из главных идей христианства - о создании мира волей бога. В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.
Крупнейший богослов IV века Василий Великий в своем "Шестодневе", рассказе о сотворении мира, прямо называет его "художнической храминой божия создания" и дает подробное описание последовательности ее возведения. Творение начинается сверху устройством неба - "сотворил бог небо как свод и распростер его как шатер для житья". Этот свод, купол ни на что не опирается, он держится богом - "в руке божией концы земли", оболочка свода, неба есть вещество "тонкое, не твердое, не грубое... яко дым".
В этих словах уже заложена суть концепции византийского храма - как обнимающего и осеняющего пространство купольного балдахина. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. После легализации христианства знаменитым Миланским эдиктом 313 года императора Константина для миллионов новых верующих возводятся базиликальные здания с плоскими перекрытиями. Их прямоугольные пространства продольными рядами колонн разделялись на отдельные зоны, нефы, средний из которых был шире и выше остальных. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы.
Таким был первый Софийский собор в Константинополе 362 года. После пожара 404 года его сменила новая "Великая базилика" императора Феодосия, уже претендовавшая на значение главного храма не только города, превращенного императором Константином из античного Византия в столицу империи Константинополь, но и всего государства.
Необходимость возведения очередного собора предопределил пожар, уничтоживший базилику начала V века. 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара, начались работы по сооружению нового здания. Этот столь короткий срок вызывает изумление, ибо именно он и был временем разработки проекта колоссального, сложного и новаторского по своей структуре храма.
Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана: для этого были использованы силы и средства великого государства, почти восстановившего в это время границы былой Римской империи. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет. С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными. Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.
Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Гибкое движение криволинейных очертаний передается большим полукуполам с востока и запада, поддерживающим их меньшим полукуполам и растворяется в ажурных рядах колоннад. Благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишенной тяжести, как бы висячей. Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему. Купольный балдахин образован идеальным, как бы бестелесным ритмом поверхностей и линий, оболочка здания дематериализуется, становится тонкой и гибкой.
Рис. 2 Поперечный разрез
Рис. 3 План первого яруса
Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Мир как храм - такова была концепция IV века, храм как мир - таков замечательный ответ искусства VI столетия. В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны - любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм. Намеренное отрицание низа, опоры сказывается и в почти обязательной прорезанности оснований куполов и полу куполов рядами окон.
Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). Однако собор кажется еще больше, ибо к центральному пространству присоединяются зоны полу куполов, легко открывающиеся за боковыми колоннадами пространства обоих этажей боковых нефов. По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св. Петра в Риме, но зрительное ощущение огромности пространства, над которым парит купол, несравненно ярче и сильнее воплощено в великом храме Царьграда.
Рис. 4 Купол
Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью. Этот эффект неожиданности византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.
Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Религиозное есть, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека - лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции. Один из авторов - Исидор из Милета - великий математик. Другой - Анфимий из Тралл - не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал. Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала "Великая церковь", как называли ее современники.
С запада перед Софийским собором находился обширный атриум с фонтаном для омовений: он не сохранился, но уцелели два нартекса, внешний и внутренний, через которые из атриума проходили в церковь. Существовал еще один - торжественный вход, ведший во внутренний нартекс с юга, со стороны Августейона - центральной площади Константинополя, на которой против собора начинался огромный ансамбль Большого императорского дворца, где стояли здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.
Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой - преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. Видимое за входом длинное пространство нартекса производит ошеломляющее впечатление специально осуществленным "предвосхищением" огромности основного объема храма. Внешняя западная его стена состоит как бы из массивных пилонов и вся затенена, свет падает на плоскую, легкую, покрытую сияющим мрамором стену, в которой прорезаны девять порталов, сгруппированные по три, делающие стену будто сквозной, прозрачной.