Смекни!
smekni.com

Социальная и общественная значимость профессии архитектора. Три формы коммуникаций в архитектуре. Градостроительство Москвы (стр. 1 из 2)

Содержание

Статус архитектора. Социальная и общественная значимость профессии

Антропоморфная размерность в архитектуре

Линейное коммуникативное пространство. Три формы коммуникаций

Трехмерное пространство воспроизводства жизни и культуры (креативное пространство) Принципы его организации

Московское градостроительство

Природные факторы в архитектуре. Солнце

Список литературы


Статус архитектора. Социальная и общественная значимость профессии

Архитектор (лат. Architectura; от др.-греч αρχι — ранний, первый, и τέκτων — строитель, создатель), это слово можно перевести как первотворец, первосоздатель, архитектор как бы творит вместе с Первотворцом. Каждый человек создает пространство своей жизни, в него он приносит свое понимание окружающего мира. Психолог может понять по личной комнате человека, как он себя чувствует в этом мире, как он себе его представляет. Архитектура не является разновидностью дизайна, как считают некоторые люди. Архитектура предполагает создание среды для жизнедеятельности человека и общества, дизайн предполагает декорирование среды. Дизайн появился как направление в художественном творчестве в начале двадцатого века, в художественных мастерских, таких как «Баухауз» (Bauhaus), и ВХУТЕМАС, объединявших не только архитекторов, но и мастеров по художественной обработке металла, стекла, дерева. А еще раньше, в эпоху модерна, предполагалось художественное осмысление всех деталей интерьера, каждая бытовая вещь должна была пройти через руки художника. Сегодня слово «красиво» к сожалению, исчезло со страниц глянцевых журналов, авторы статей часто заменяют его ни к чему не обязывающими словами: «превосходно, грандиозно» и т.п. Есть несколько пониманий слова архитектура. Иногда говорят о том, что архитектура является комплексной наукой о строительстве, совокупность знаний из строительных и художественных наук. Есть мнение, что только художественно осмысленную постройку можно отнести к архитектуре, архитектура – объёмно пространственное искусство. (Утверждение противоположенное идеям конструктивизма). Расширительное толкование архитектуры заключается в понимании архитектуры как искусственной и здоровой среды для жизнедеятельности человека и общества. Выделяют семь уровней здоровой среды:

1) Строительные нормы.

2) Второй уровень – этнический. Существуют эстетические предпочтения представителей разных народов и культур.

3) Социальный уровень выражается в финансовых возможностях заказчика. (Социальный заказ исходит от определенного класса в обществе).

4) Идеологический уровень, под ним понимаются основные требования и идеи общества, государства, которые воплощаются в монументальном искусстве в зависимости от социального заказчика.

5) Идеальный уровень. Идеал человека, заказчика, этот уровень отражает требования конкретного человека, это также связано с его национальностью.

6) Материальный уровень учитывает развитие науки и техники на сегодняшний день.

7) Элемент новизны в архитектуре.

Капитальные труды по архитектуре написаны Витрувием: «Десять книг об архитектуре», Мастерами Возрождения А. Палладио «Четыре книги об архитектуре», Дж. Виньола «Правило пяти ордеров архитектуры» и др. В разные времена существовало желание понять архитектурное пространство. Латитудинальное пространство – пространство, развивающееся в ширину по отношению к вошедшему в него человека. В качестве примера из истории можно привести римскую базилику Ульпия Трояна, светское здание. Примером лонгитудинального пространства можно привести тип раннехристианской базилики, культовое здание, церковь. Существует ещё центрическое пространство, человек находящийся в таком пространстве сразу чувствует его ось и центр. Естественно, что человек воспринимает эти пространства по разному и оно оказывает влияние на его психоэмоциональное состояние. Лонгитудинальное пространство использовалось в раннехристианских базиликах. Достижение определённого восприятия человеком того или иного архитектурного сооружения достигается путем соединение в архитектурном произведении архитектурных форм, живописи, скульптуры. Смена архитектурных стилей обусловлена, по мнению Бринкмана А.Е., сменой художественного восприятия людей.

Антропоморфная размерность в архитектуре

Мы привыкли думать, что метрическое измерение в пространстве является единственно возможным для любых измерений, но это совсем не так. В англоязычных странах пользуются футом и дюймом. Фут (стопа человека) ~ 30 сантиметров, (к примеру: римский фут – 29,77 см, аттический (греческий) фут составляет 30,8 см). Все произведения архитектуры имеют антропоморфную размерность. Давайте рассмотрим римский Пантеон. В основании «храма всех богов» лежат два квадрата, каждый из которых имеет стороны 30,8 м т.е. 100 греческих футов. Возможно, это связано с тем, что этот размер заимствован римлянами из греческого Парфенона и является длиной его короткой стороны. Интересная система пропорционирования в русском деревянном зодчестве. Хороший раздел об этом есть в книге В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков - История русской архитектуры. В древнеегипетской архитектуре также присутствует своя система мер. В основу пропорционирования культовых зданий клался «царский локоть» (с вытянутыми пальцами), все светские постройки мерились обычным локтем.

В современных постройках мы тоже можем найти антропоморфные размеры. Ширина проступи стандартной лестницы 300 мм, это как раз фут. Подступенок 150 мм. Всемирно известный архитектор Ле Корбюзье проанализировал пропорции человека во взаимосвязи с архитектурой. Антропоморфные размеры имеют большое значение, они делают искусственную среду, созданную архитектором соразмерной пропорциям человека, а значит эстетически понятной и комфортной для его проживания.


Линейное коммуникативное пространство. Три формы коммуникаций

Не следует путать функцию зданий и их назначение. Театр, например, как тип зрелищного здания – не функция, а назначение.

Данные три рисунка представляют три основные коммуникативные (функциональные) схемы. Первая схема, условно назовем ее «веточка», представлена на примере номера в гостинице. Данная схема подходит для кратковременного пребывания в ней человека. Здесь человек двигается по одной линии вперед и назад, такое движение не отличается разнообразием выполняемых человеком действий в процессе его осуществления. Что делает коммивояжер, остановившись в гостинице на одну ночь? Выпивает бутылку портвейна или бутылку кефира, в зависимости от темперамента, и ложится спать.

Петельная схема представлена на примере движения хозяйки по кухне жилого дома. Схема более устойчивая и продолжительная в осуществлении движения по ней.

Кольцевую схему движения также рассмотрим на примере кухни но уже общественной столовой. Здесь все процессы приготовления пищи расположены по кольцу. Такая схема является наиболее устойчивой во времени. Можно привести большое количество кольцевых схем. Московская кольцевая автодорога, к которой примыкают малые кольца дорог обслуживающие районы Москвы. Если строится здание, в котором недопустимы перебои в подаче, например, водопроводной воды, его подключают к кольцевой системе водопровода.

В связи с вышесказанным, хочется сказать несколько слов о городской инфраструктуре. В Англии партии социалистов и консерваторов меняются у власти путем выборов в законодательные органы власти. Социалисты интенсивно развивают инфраструктуры, в это время всегда строятся дороги и мосты и т.д. когда к власти приходят консерваторы – частный капитал начинает эксплуатировать инфраструктуру и извлекает прибыль. Опыт западных стран подсказывает нам, что строительство дорог и всей инфраструктуры должно лежать на государстве, и только тогда, когда все будет готово к эксплуатации малый и средний бизнес повезёт материалы по этим дорогам, заработают станки на производстве.

Там, где работает кольцевая система – происходит нормальное функционирование всех общественных жизненных процессов. А там, где чахлые «веточки» линейных структур – происходит стагнация в городе, в промышленном районе.

Трехмерное пространство воспроизводства жизни и культуры (креативное пространство). Принципы его организации

На Востоке существуют две схемы сакральных сооружений:

- центр культового комплекса вертикаль, обозначенная ступой или храмом;

- пониженный культовый центр, относительно всего культового комплекса, святилище окружено квадратами стен, проецирующихся в пространство на символические четыре стороны, каждый ряд стен имеет надвратную башню, высота которой уменьшается по мере продвижения к святилищу.

Любое здание проецирует себя во внешнее пространство города.

Центральное место в любом здании не может быть отведено человеку, как и на сцене опытный актёр никогда долго не находится в центре сцены, переходит ближе к кулисам. В культовых зданиях центральное место занимает алтарный камень, он определяет вертикальную ось сообщения человека с богом. Так как человек является существом ортогональным, ортогональная ось присутствует и в его постройках (создания некой главной оси – axismundi мировой оси или оси креативного пространства).

В рамах индуистской религии существует линейное лонгитудинальное пространство храма. В христианских русских православных храмах пространство центрическое, в Церкви Покрова на Нерли глубина церкви равняется высоте.

Вертикальная ось в структуре древних городищ. Характерен в этом отношении пример мысовых городищ. Вначале люди селились на стрелке мыса, вертикальное пламя костра не только обогревало их в непогоду, но, что очень важно, обозначала некий центр, центр организации прилегающей территории в управлении рода. В дальнейшем городище развивалось вглубь мыса, окружалось деревянными стенами, за пределами устраивались торговые площади, в городе строились храмы отмечая своим завершеем сакральные места в пространстве города.