Проекты, рассмотренные выше, в основе своей опирались на реконструкцию существующих объектов. Однако самый важный проект генплана реконструкции Москвы – проект Дворца Советов – был совершенно новым объектом, который нужно было создать и которому изначально придавалась роль основной доминанты архитектурного оформления столицы.
Идею строительства Дворца Советов выдвинул С. М. Киров в 1922 году. Анализируя пристрастное в дальнейшем отношение Сталина к этому проекту, можно где-то даже согласиться с утверждениями о его причастности к убийству Кирова, хотя бы по причине зависти вождя к автору такой перспективной архитектурной идеи.
Прошло около десяти лет, прежде чем кировская идея начала обретать плоть. В начале 1931 года был образован Совет строительства Дворца Советов, специальный правительственный орган. В феврале того же года подразделение этого Совета – Управление Строительством Дворца Советов – пригласило группу советских архитекторов, а также все на тот момент архитектурные объединения принять участие в разработке будущего всесоюзного конкурса. Уже в июле Управлению было представлено 15 проектов, однако победители не были названы. Более того, 18 июля 1931 года объявляется всесоюзный конкурс с приглашением известных западных архитекторов. Менее чем через год, в феврале 1932 года, по результатам конкурса присуждаются три премии: Борису Иофану, Ивану Жолтовскому, Гектору Гамильтону (США). Принимая во внимание тот факт, что в конкурсе участвовали выдающиеся архитекторы современности – Гропиус, Бразини, Мендельсон, не говоря уже о «местных», гениальных российских архитекторах-конструктивистах, присуждение премий зданиям с классицизированной эклектикой вызвало большой международный скандал. Данный скандал привел к отмене запланированного в том же году в Москве конгресса СИАМ и к разрыву отношений с западными архитекторами. Однако проектирование Дворца продолжается! В марте того же года объявлен закрытый тур конкурса, на который получают приглашение двенадцать авторских групп. Через несколько месяцев, без оглашения результатов этого конкурса, анонсируется его новый тур, для участия в котором приглашаются только пять групп из предыдущих двенадцати. Конкурс заканчивается в феврале 1933 года, а в мае объявлен победитель – проект Бориса Иофана, принятый за основу.
Выбор проекта Иофана – выбор лично Сталина. Об этом свидетельствует анализ структуры и функционирования самого конкурса, в котором отсутствовало профессиональное жюри, а также анализ партийных и государственных документов и, прежде всего, переписки Сталина с Ворошиловым, Кагановичем и Молотовым летом 1933 года. Лично Сталину принадлежит и идея установки на крыше здания Дворца гигантской фигуры Ленина, лишавшая Дворец Иофана самостоятельности и превращавшая его в многоступенчатый постамент для скульптуры. Самостоятельности лишался и сам автор проекта: к нему в соавторы были определены академик архитектуры В. А. Щуко и профессор В. Г. Гельфрейх. На заседании Совета Строительства Дворца Советов 10 мая 1933 года Сталин указал, что размер статуи Ленина должен быть не менее 75 м и может быть даже больше. В генплане 1935 года зафиксированы окончательные контуры проекта Дворца Советов.
По высоте (415 м) Дворец Советов будет самым высоким зданием мира. Объем Дворца Советов будет состоять из башенной части (пять нарастающих вверх цилиндров) и прямоугольного стилобата площадью 11 га, состоящего из четырех уменьшающихся параллепипедов, поставленных один на другой. Венчающая здание скульптура Ленина будет высотой 100 м. Вытянутая рука вождя мировой революции достигнет 30 м, а длина указательного пальца превысит 4 м. Общий объем Дворца – 6,5 млн. кубических м. Одновременно Дворец может вмещать свыше 40 тысяч человек. Дворец Советов будет располагать двумя залами: Большим (вместимостью свыше 20 тысяч человек) для проведения сессий Верховного Совета СССР, собраний и митингов, и Малым (вместимостью свыше 6 тысяч человек). Кроме этих залов во Дворце будут размещены палаты Верховного Совета СССР и Президиум, зал Конституции, зал героики гражданской войны, правительственных приемов, государственный документальный архив, библиотека и т.д.
Дворец Советов будет расположен на площадке храма Христа Спасителя, на вогнутом высоком берегу Москва-реки. Здание Дворца, поставленное в вершине речной дуги, замкнет перспективы с верхнего и нижнего течения реки. Сход в набережной соединит здание с рекой, а так как проезд по набережной неширок, то здание будет выситься над рекой. Вдоль реки будет расположена менее высокая стилобатная часть Дворца, имеющая уступчатый профиль, который возрастает по мере удаления от водной глади. Прямоугольный фасад стилобата (высота до 90 м) выходит непосредственно на реку, поэтому последняя будет хорошо отражать нижнюю часть Дворца Советов. Таким образом, стилобатная часть Дворца тесно увязывается с планировкой речной набережной и площади, а башенная часть становится новой архитектурной осью всей Москвы, так как силуэт Дворца Советов будет господствовать над панорамой города.
Главный вход Дворца и фигура Ленина будут обращены к Кремлю. Перед главным входом будут поставлены памятники Марксу и Энгельсу. Фасад здания будет опоясан двумя линиями гранитных барельефов, общая протяженность которых около 3 км. Барельефы раскажут о революционной борьбе народов мира и строительстве социализма в СССР. Перед главным входом раскинется самая большая в Европе площадь, которая начнется у конца Александровского сада, а закончится у главного фасада Дворца. Для этого Музей изобразительных искусств на Волхонке будет отодвинут на 100 м, а сама Волхонка и соседние улицы будут засапаны сотнями кубометров земли. На образованной площади будут установлены памятники социалистам-утопистам, а от главного входа к ней спустится лестница шириной в 113 м. От Дворца в разные стороны отходят четыре пологих съезда – пандусы. Другая площадь размером в 6 га раскинется за тыловым фасадом здания. Таким образом, обе площади Дворца Советов раскинутся на территории свыше 30 га. Сам Дворец Советов, а также его набережная будут украшены лучшими породами мрамора и гранита. Советский писатель и драматург Федор Гладков в 1935 году патетически восклицал: «Мы ослепим мир прекрасными творениями наших художников, как творениями социалистических мастеров: Дворец советов и площадь вокруг него – это будет одна из вех в истории художественного созидания пролетариата» (Федор Гладков. Люблю Москву // Москва, Рабочая Москва, 1935, стр. 224).
Справа от Дворца пройдет самая важная и парадная магистраль города – проспект Дворца Советов, который соединит площадь Дзержинского с Юго-Западным районом. Таков облик Дворца Советов, который дан в генплане 1935 года в контексте планировки будущей Москвы. Несмотря на грандиозность замысла, которым были увлечены многие архитекторы и, в первую очередь, сам Иофан, вызывает изумление установка такой колосальной скульптуры при общей высоте здания в 415 м. Она практически большую часть года (в условиях столичного климата) будет закрыта облаками! Роль Дворца Советов не ограничивается рамками архитектурной доминанты города, его господствующего панорамного силуэта. Он знаменует собой начало периода дворцово-храмового строительства в советской архитектуре, когда профессиональные качества архитекторов были сосредоточены на постройке символов государственного величия, как его понимала власть. Дворец знаменует собой уход (вернее, увод) архитекторов из пространства свободного планирования городов, массового жилья, оригинальных построек, из пространства так называемых творческих архитектурных фантазий. Следствием этого явилось давление Дворцового проекта, его копирование в ареале мало-мальски «значащего» здания в советской архитектуре на протяжении довольно значительного времени.
Строительство Дворца Советов было начато, однако его прервала война. Во время войны постройка Дворца Советов была разобрана, так как металлоконструкции его каркаса были затребованы для нужд обороны столицы. В дальнейшем этот проект не был реализован, хотя идея строительства Дворца Советов не оставляла власть. Так в 1956–1957 годах был объявлен и прошел в два тура новый конкурс на проект Дворца, который в итоге обернулся миражом.
Подтверждение некоторых предыдущих тезисов можно увидеть в истории проектирования и строительства в Москве знаменитой серии высотных зданий после окончания Великой Отечественной войны. Н. С. Хрущев в своих мемуарах «документирует» время и общественную атмосферу, в которых возникла идея строительства высоток. Он указывает и автора идеи – Сталина, озабоченного, по Хрущеву, моральным ущербом, которое может нанести победителям войны отсутствие в Москве, в отличие от капиталистических столиц, высотных зданий. И вот, «по предложению товарища Сталина Совет Министров Союза ССР принял решение о строительстве в Москве многоэтажных зданий. Это решение знаменует новый исторический этап в многолетней работе по реконструкции Москвы. В Москве должны быть построены один дом в 32 этажа, два дома в 26 этажей и несколько 16-тиэтажных домов. Проектирование и строительство этих домов возложено на Управление строительства Дворца Советов при Совете Министров СССР и на ряд крупнейших министерств. Наиболее крупное здание в 32 этажа будет выстроено на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки. В здании будут находиться гостиница и жилые квартиры» («Новые многоэтажные здания столицы» // «Советское искусство», 28.02.1947). Сталин подписал решение «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» в январе 1947 года. Это решение о строительстве высоток, численностью в 8 зданий, поставленных вдоль исторического речного фасада Москвы (на Котельнической набережной, в Зарядье, на Смоленской площади, на Ленинских горах, в Дорогомилове), вокруг Садового кольца (на площади Восстания, на площади Красных ворот), в большом транспортном узле города (на Комсомольской площади) было оперативно внесено в генплан. Уже 7 сентября того же года, в день восьмисотлетия столицы, состоялась закладка восьми многоэтажных зданий. На митингах по поводу закладки высоток объявляли те же параметры и назначения зданий, которые были указаны в Постановлении Совмина. Как мы видим, запланированные здания и здания, ныне возвышающие в столице, разняться по этажности и по назначению. Так, изначально не планировалось размещение в высотке на Ленинских горах Московского университета имени М. В. Ломоносова. Очевидно, судьбоносное для университета решение было принято к началу 1948 году, когда в Управлении строительства Дворца Советов произошли кадровые перемещения, а архитектор Б. Иофан был снят с руководства группы по проектированию высотного здания на Ленгорах. Этот, до конца не ясный, эпизод во взаимоотношениях вождя со своим придворным архитектором не отменяет утверждения, что в основе проектов московских высоток лежит проект Дворца Советов. И хотя сам монументальный Дворец Советов не был построен, можно сказать, что проект Дворца был осуществлен в Московских высотных зданиях. Очевидно, идея Дворца Советов не покидала Сталина до конца его жизни и не давала покоя советским архитекторам. Если в середине 1947 года о проектных работах над высотными зданиями еще никто не слышал, то уже в 1948 году ряд авторов получил за них Сталинскую премию. Само строительство высоток началось только в 1949 году.