Главное отличие романской системы от готической – это опора. Романская архитектура единственную опору видела в стене; тенденция готики была же совершенно обратной: полное уничтожение стены. Готическая стена, в сравнении с прочной романской, кажется совершенно разорванной. Высокие окна наверху, лежащая под ними галерея (трифориум), аркада бокового нефа – все это обозначает полное разложение стены. А конструктивное применение нервюр указывает на готический характер стиля французских построек (пример, собор в Нойоне).
Стрельчатая арка пробивает себе дорогу как внутри здания, так и снаружи. Длинные стены храма нельзя уже считать главными в постройке, потому что перед ними выстраиваются ряды контрфорсов. Узкая сторона становится в ранней готике важной частью фасада. На ней лежат и главный портал, и главные башни, потому что они не стоят уже так свободно как раньше, а органически сливаются с ней и дают разрешение ее фасадам. Поперечные линии карнизов не допускают полного уничтожения стены. Такова цель и большого круглого окна-розы, которое заполняет пространство между башнями. Скульптура уже не так органически сливается с постройкой, но обозначает в королевской галерее над порталом подчеркнутость направлений и разрушение формы. Характерным для ранней готики является то, что стрельчатый свод применяют первоначально только для конструкции, другие же элементы готического стиля – разрешение постройки башнями и проломы стенной плоскости – пытаются выразить в старом стиле круглых сводов. Стена и снаружи и внутри постепенно уничтожается, пока ее поверхность не становится едва заметной для глаза среди пестрых переливов света и тени. Выработка этого живописного принципа составляет одну из важнейших задач готического искусства.
2.2 Высокая готика
Около 1250 г. техника строительства делает свой последний вывод: была найдена классическая форма готического собора. Лучшими творениями во Франции являются соборы в Реймсе, Шартре, Амьене и Штрасбурге, а в Германии – соборы в Марбурге, Фрейбурге и Кёльне. На новом этапе развитии готики проломы стены занимают главное место. Вся верхняя часть стены между устоями превратилась в одно большое окно; стену нельзя уничтожить только там, где к ней примыкает односкатная крыша бокового нефа. А в Страсбургском соборе и вовсе исчезает этот последний остаток стены. Крыши боковых нефов делаются плоскими. Окна расчленены, что имеет очень важное значение: в соединении с витражом, который заменяет теперь фреску, расчленение доказывает, что окно казалось слишком прочной плоскостью, а переплеты и витраж совершенно уничтожали эту плоскость. Капитель не является более сильной опорой свода – она стала связующим членом. Готический орнамент капители представлен в виде трактованных листьев. Также высокая готика предпочитает зубчатые листья дуба, плюща, клена или винограда. Даже конец водосточной трубы, который ранее был простым отверстием трубки, принимает теперь формы фантастических животных.
К моменту становления высокой готики научились перекрывать при помощи стрельчатого свода любое большое пространство. Большой пролет шестидольного свода главного нефа разделяется в высокой готике на два пролета; в каждом из них пересекаются лишь две диагональные нервюры, и на каждый приходится теперь не два пролета боковых нефов, а всего лишь один.
Боковые порталы продолжают существовать; они расположены по концам очень обширного поперечного нефа, который открывает глазу большое пространство. Но только входя из главного портала в главный неф, можно получить главное впечатление. Стоит отметить, что если в соборе Парижской богоматери порталы распределены еще по фасаду равномерно, то уже в Кёльнском соборе и в современных ему соборах высокой готики они все интенсивнее сдвигаются к середине. В Париже заметна резкая подчеркнутость направлений; в Кёльне фасад представляется охваченным движением.
Готические мастера раннего этапа стремились выразить вертикальную тенденцию в фасаде. Но цель эта не совсем была достигнута. Наоборот, фасад с башнями стоит совершенно свободно, не находится ни в какой конструктивной связи с продольной частью постройки. Главный акцент в ней падает на средний неф, в то время как на фасаде высокой готики, наоборот, стена среднего нефа сдавлена настолько, что от нее остаются только узкие полосы, а вертикальные линии башен, которые являются теперь главными, идут от боковых нефов.
Также особое значение в высокой готике можно придать и ее готической скульптуре. Скульптура достигает такой красоты и величия выражения, что ее можно поставить наравне с искусством времени Перикла. Статуи Реймского собора полны могущественной красоты; благородство их поз захватывает с непосредственной силой. Интересно оценить силу искусства и его выражения, сопоставив мужскую и женскую фигуру. Какими широкими формами облегает тело одежда, какие складки образуют пояс и плечо, как кожа черепа ложится на мускулы, кости, щеки и лоб – все это наблюдено точно и передано остро. Сила наблюдательности позволяет передать немногими полными выразительности линиями в лице и фигуре крепкое сложение мужчины и более нежные формы женщины. Широкая линия контура делает статуи монументальными, и только легкая улыбка на лице женщины и какая-то мягкость в голове мужчины придает им едва заметное выражение внезапности. Реймские статуи с их могучей красотой возникли ок. 1250 г. В них повышается самостоятельная ценность фигуры, ее выражение получает большую красоту и большую силу характеристики.
Особенный изгиб тела статуй называется "готической кривой". В высокой готике она развивалась в движение, полное благородного ритма. Кривая придает изящный изгиб бедрам, груди, коленям и всему телу.
2.3 Поздняя готика
Тонкое изящество формы, которого достигла высокая готика, в поздней готике, центрами которой являются Бургундия, Германия и Нидерланды, обращается в нестерпимо вычурную манерность. Тектонический элемент понемногу исчезает и становится лишь носителем декоративного. Даже устои перестают казаться поддерживающей частью. Странными, завинчивающимися линиями подымаются они до самого свода в боковом нефе позднеготического собора в Брауншвейге. Почти повсюду исчезает капитель. Переплет окон делается все изящнее и тоньше. Самый свод теряет ясность своей структуры. Теперь храм становится залом или коридором по своей форме.
Внутреннее пространство храма, залитое светом, по сравнению с готической базиликой сильно увеличилось.
Орнаменты и вимперги также изменились. Возникает орнамент, который не довольствуется мотивам растений, но состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Во Франции в это время, так и говорили о пламенеющем стиле – "styleflamboyant". Все, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, все, что раньше служило опорой, свисает сверху вниз. Возникает декоративное богатство, изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые лишены всякой внутренней связи и служат только украшением. Архитектура церквей поздней готики оставляет малоотрадное впечатление.
Ранняя изысканная готическая кривая становится модой для женщины, которая изобретает корсет для того, чтобы втиснуть тело в эту противоестественную форму. Такую новую любовь можно проследить довольно точно в самих позах, как статуй, так и живых людей: теперь фигуры уже не сидят со сдвинутыми ногами, а расставляют их как можно шире, так что, если, например, сидят на треугольном стуле, угол сидения выступает наружу.
Поздняя готика, отодвинув своей декоративностью чувство целесообразности на второй план в архитектуре, принесла для пластики и живописи полное освобождение, создает свободную скульптуру и живопись. Перестают стесняться в изображениях, сюжет которых взят из библии. Бичевание Христа, мучения святых, мужчин и женщин изображают на сцене с жестокостью застенка.
Поздняя эпоха готики была временем большого эротического возбуждения. Этим общим настроением объясняется то, почему задача изобразить силу мужчины стоит наряду с утонченными изображениями женской нежности. Все та же готическая кривая доходит до невозможных изгибов. Верхняя часть тела отклоняется назад, живот выпячивается вперед; это является идеалом красоты не только в искусстве, но и в жизни. В это время в искусстве появилось весьма сильно выраженная чувственность.
Поздняя готика обозначает собой высшую ступень развития для живописи и пластики в ту эпоху, которая в архитектуре считает красотой лишь изобилие орнамента.
3. Готика в разных странах Европы
3.1 Готический стиль во Франции
В Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу 12 в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным.
Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть 12 и первая четверть 13 в. – ранняя готика; с 20-х гг. до конца 13 в. – высокая готика; 14 – 15 вв. – поздняя готика, чья бурно разросшаяся декоративность обрела самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко не одинаковой в других странах Европы.